Преодоление водных преград в зоне боевых действий

0
56

 

Препятствие в виде даже небольшой речки – всегда проблема. Если река широкая и глубокая, либо это стремительный горный поток, а дело происходит в холодное время года – тогда задача форсирования водной преграды усложняется в разы.

В этом материале отойду от темы выживания сугубо на войне. С необходимостью преодоления водных преград разной сложности могут сталкиваться и военные, и гражданские, попавшие в экстремальную ситуацию. Разберу типовые сценарии, приведу рекомендации.

Форсирование вплавь (фото из открытых источников).

Виды водных преград

Реки – основной вид водных препятствий, с которыми приходится иметь дело. Можно выделить:

  • Малые, но глубокие (от 1.5-2 м и более).
  • Средние.
  • Большие реки (судоходные).

Главная проблема с реками в том, что они протяжённые и непрерывные, от истока до устья. Многие озёра, пруды, карьеры, небольшие болота можно обойти. Реку приходится форсировать. Если, конечно, лодок и мостов не завезли. Будем рассматривать именно такие случаи.

Преодоление водной преграды военными на учениях (фото из открытых источников).

При выходе на край большого болота желания ломиться напрямую никогда не возникает. Ведь неизвестно: на сколько километров простираются топи. А река прямо манит пересечь её, поскольку противоположный берег – вон он, виден.

Чем грозит водная преграда?

Идеальное водное препятствие – небольшая равнинная речка в погожую летнюю пору. Можно найти широкий участок, где максимальная глубина по грудь или меньше. Раздеться, и неся свой скарб на голове, спокойно переправиться. На том берегу отряхнуться, одеться в сухое. Никаких проблем.

Малая речка. Начало осени (фото из открытых источников)

Неприятности несут:

  • Большая глубина.
  • Стремительное течение.
  • Камни, пороги.
  • Низкая температура воздуха и воды.

Зимняя речка. Летом плёвая переправа, а зимой — Бррр... (фото из открытых источников).

Задачи успешного форсирования:

  • Не утонуть (само собой).
  • Не дать потоку снести себя на возможно опасный участок (пороги, коряги, водовороты).
  • Не поскользнуться и не удариться о камни.
  • Не потерять снарягу.
  • Не слишком сильно намочить снаряжение, а по возможности и свою одежду, обувь.
  • Не замёрзнуть после переправы (отрицательная температура и вы в мокрой одежде).

Форсирование малой реки

Начнём с простого: речек с небольшими глубинами. Наличие возможности пересечь реку просто пешком по дну, как правило, очевидно. Опытным туристам и рыболовам: то точно. Кто далёк от таких увлечений: придётся напрячься.

Вид с обрыва над рекой. Виден перспективный перекат с выходом на пляж (фото из открытых источников).

Можно взобраться на более крутой, обрывистый берег, осмотреться. В месте потенциального брода будет просматриваться дно на большей части ширины реки. По более светлой (в сравнении с омутами) воде будет понято, есть ли серьёзная глубина со стороны крутого берега.

Полезно перед форсированием вырубить длинный прочный шест. Он поможет промерять глубину впереди себя. Им же упираются в дно, преодолевая стремнину.

Зимнее форсирование. Рюкзак высоко на плечах. Шест в руках (кадр из открытых источников).

Если у вас немного снаряжения, то ни к каким техническим средствам, созданию мини-плотиков не прибегают. Просто переносят груз над собой, на плечах или голове. Если снаряги много, не унести просто так не замочив, то строят мини-плотик (об этом будет ниже).

Любую реку оптимально форсировать с крутого берега к пологому. То есть начинать от большей глубины под обрывом, и идти на мель.

Малые реки всегда петляют. Крутой и пологий берега сменяются. Поэтому найти удачную точку старта не составляет проблем.

Что делать с одеждой и обувью? Оптимально всё снять. Одежду и обувь уложить в рюкзак. Форсировать голышом. Чтобы на том берегу одеться в сухое, и продолжить путь.

Исключения: каменистое дно, ракушечник, видный ещё с берега, недобрые предчувствия по битому стеклу, учитывая мусор на берегах.

Когда есть большой риск поранить ступни или поскользнуться: носки снимают (если нет сменных), ботинки одевают на босу ногу. Плотно затягивают. И так переходят.

Костёр на берегу (фото из открытых источников).

Если время зимнее и ещё долго идти, то после переправы разводят костёр, либо пытаются подсушить обувь иными средствами: отжать, промокнуть чем-то.

После этого можно надеть влажные ботинки на сухие носки и продолжить путь.  Досушивать придётся уже во время стоянки на ночлег.

Подобное экстремальное форсирование обычно подгадывают к вечеру. Чтобы после преодоления водной преграды сразу становиться на ночёвку, разводить костёр и сушить заодно обувь.

В особо холодную погоду заготовку для костра создают до форсирования. Подготовленные дрова и растопку несут в рюкзаке, либо переправляют на мини-плотике. Это позволит сразу поджигать, а не метаться по берегу в поисках дров. Так можно и замёрзнуть.

Форсирование горных рек с быстрым течением

Горные речки в среднем неглубоки. Найти широкие участки, где можно перейти вброд – не проблема (за исключением совсем уж больших рек нашего севера).

Бурная река. Неглубоко, но опасно (фото из открытых источников).

Опасности горных рек:

  • стремительное течение;
  • студёная вода круглый год;
  • скользкие и острые камни на дне;
  • пороги.

Базовые варианты преодоления быстрых рек:

  • Вброд, с упором на шест.
  • По верёвочной переправе.

С первым вариантом всё стандартно. Выбирают подходящий участок. Снаряжение размещают на себе, как можно выше. При переходе упираются в дно прочной палкой, шестом, не давая сильному течению сбить с ног.

Верёвочная переправа. Карабин (фото из открытых источников).

Для полноценной переправы потребуется минимум 2 верёвки, одну из которых будут натягивать полиспастом.

Одна верёвка будет натягиваться и по ней будет осуществляться перемещение людей или груза — переправочная, длинной не менее чем расстояние между точками привязки на берегах вместе с узлами. Вторая «челночная» при помощи, которой перетягивается груз или человек по переправе, в 2 раза длиннее расстояния между точками на берегах. Важно: не забывать привязывать верёвки на концах, потому что при потере хотя бы одного конца верёвки, придётся начинать сначала. 

Полиспаст. Фото Павла Руденко

Итак, на целевом берегу закреплены верёвки перебродившим участником узлами, которые реально развязать под нагрузкой, например, «штыком», остальная команда натягивает переправочную верёвку полиспастом. Затем натянутая верёвка закрепляется на «карабинную удавку» со стороны команды. «Карабинная удавка» — своеобразное лассо: натягиваемая веревка обводится вокруг опоры, на её конце вяжется петля, обычно восьмёрка, петля и натягиваемая верёвка соединяются карабином. Альпинистские верёвки легко перетираются друг об друга, поэтому предпочтительнее в подвижных узлах использовать карабины или соединительные звенья.

Все переправляются на скользящем карабине по переправе. Для контроля и облегчения переправы команда с берегов помогают при помощи челночной верёвки. Также при помощи неё же переправляют рюкзаки. Последний участник команды выстёгивает конец челночной верёвки в «карабинную удавку», проверяет, что нет забытых вещей, и переправляется.

Переправа груза и пострадавшего через реку с помощью полиспаста. Фото Павла Руденко

Вёревочная переправа может стать актуальной, если идут группой. Находят место, где река течёт в распадке, есть высокие берега. Один член команды переходит (переплывает) реку, неся конец верёвки. Над потоком натягивается прочный альпинистский трос. По нему, при помощи карабинов и блочных систем, переправляется снаряжение и остальные участники.

Верёвочная переправа. Фото Павла Руденко

 

Строить ли плот?

Строительство полноценного плавсредства, плота из стволов сухих деревьев, пустых бочек, пластиковых бутылок – это рабочие варианты, если планируется сплав. Если нужно просто пересечь даже широкую водную преграду – полноценный плот излишен. Слишком много усилий, материалов на строительство, не всегда есть инструмент.

Стоит смотреть в сторону мини-плотиков, которые обеспечат дополнительную плавучесть и защитят снаряжение от намокания. Как минимум, существенно замедлят его.

Переправа на рюкзаке (мини-катамаран).

Бойцы на учениях. Наглядно показывают, что даже рюкзаки с БК не тонут при правильной укладке (фото из открытых источников).

Для далёких от экстремального туризма людей является откровением, что рюкзак –не тонет. Сомневаетесь? Будет нечего делать в каком-нибудь летнем походе – просто попробуйте утопить свой рюкзак (не забудьте предварительно изъять смартфон и прочие гаджеты). Окажется, что он неплохо держится на воде. На нём можно плавать, как на поплавке. Нужно изрядно времени, чтобы он полностью набрал воды. Обычно водная преграда уже давно оказывается позади.

Но можно идти ещё дальше. Существуют многочисленные варианты повышения плавучести рюкзака и защиты его содержимого от намокания.

Бойцы преодолевают водную преграду, держа оружие на баулах (фото из открытых источников).

Для этих целей полезно иметь в снаряжении что-то из этого:

  • тент;
  • гамак;
  • большой чехол, баул на рюкзак;
  • плащ-палатку;
  • дождевик;
  • просто кусок полиэтиленовой плёнки;
  • большие мусорные пакеты;
  • коврик-каремат.

Перед форсированием водной преграды пустой рюкзак выстилают изнутри чем-то из перечисленного, и только потом заполняют. Неслабую плавучесть даёт рулон из каремата (туристический коврик), как своего рода капсула внутри рюкзака.

Можно второй слой защиты применить еще и снаружи, замотав рюкзак в тент, плёнку или мусорный пакет.

* * *

Интересный способ: форсирование на мини-катамаране.

Мини-катамаран. Рюкзак. Каремат в чехле. Каркас из пары шестов (изображение из открытых источников).

Подготавливают рюкзак, как описано выше. Вырезают два прочных шеста. Притягивают их к бокам рюкзака. Между другими концами привязывают рулон из коврика-каремата. Можно какое-то снаряжение напихать внутрь этого свёртка.

Рюкзак и каремат заворачивают в чехол, тент либо гамак (изображение из открытых источников).

Получается некое подобие катамарана. Всё это закрывают тентом, чехлом, плёнкой, увязывают концы верёвкой. Выходит практически водонепроницаемая продолговатая «конфетка» с затянутыми концами.

Завязываем концы «конфетки» (изображение из открытых источников).

На такую штуку просто укладываются сверху и плывут. Отлично держит. Позволяет сохранить снаряжение сухим. Даже сам пловец может намокнуть далеко не весь.

Форсирование в эпичном ниндзя-стайле (изображение из открытых источников).

Даже не весь промок (изображение из открытых источников).

Мини-плотик из тента и хвойных веток

Другой интересный способ: сделать мини-плот из хвойных веток. Расстилают тент, гамак, плёнку. Начинают формировать нечто, напоминающее «венок» их веток сосны, ёлки и т.п.

«Венок» из хвойных веток на тенте (изображение из открытых источников).

Обвязывают ветки верёвкой, формируя кольцо.

Хвойные ветки кольцом на тенте (изображение из открытых источников).

Проводят скручивание на восьмёрку, делая «венок» двойным.

Скручивание. Формирование двойного кольца из хвои (анимация из открытых источников).

В середину получившегося круга размещают рюкзак.

В пустоту посередине «венка» вставляем рюкзак (изображение из открытых источников).

Рюкзак утопает в хвойном импровизированном «спасательном круге» (изображение из открытых источников).

Края тента стягивают к середине, завязывают накрест. Получается превосходный мини-плотик для форсирования водной преграды, защиты снаряжения от намокания.

Края увязаны накрест. «Поплавок», мини-плотик для форсирования готов (изображение из открытых источников).

Секрет в хвое, в её жесткой игольчатой структуре. Пространство между иглами и самими ветками создаёт воздушную прослойку внутри импровизированного «спасательного круга». Это даёт отличную плавучесть, которая держится и под нагрузкой.

Патовая ситуация

Самый неприятный сезон для форсирования водных преград – это начало ледостава, когда река только начала схватываться льдом. Нормально переходить вброд или плыть уже не получается. Но и лёд ещё не прочный, чтобы просто перейти по нему на тот берег.

Зимняя река. Закраины. Самое неприятное время для экстремальных переправ (фото из открытых источников).

Примерно те же проблемы в конце зимы, только всё ещё коварнее. Лёд может казаться толстым, но прочности ему уже не хватает. Могут быть промоины.

Бывает, закраины уже являют весьма толстый лёд. Его не поломать ни руками, ни палкой. Только топором рубить. Да и могут такие наледи занимать до половины ширины реки.

Другой, короткий, но такой же патовый период – ледоход. Когда по руслу несётся ледяная крошка, от средней фракции, до мини-айсбергов.

Ледоход на реке (фото из открытых источников).

В такие отрезки не пересечь даже среднюю реку. Приходится тщательнее находить место для переправы. Пересматривать планы. Какое-то время двигаться вдоль реки. Выжидать, пока наледи подтают или пройдёт ледоход.

https://dzen.ru/a/Y5Km2mrhmzez8GSf — link

P.S: Не нужно также забывать старую добрую надувную плащ-палатку «Дождь».

Специальная палатка СССР в виде накидки с люверсами – универсальный предмет для военнослужащих. Использовать изделие можно для отталкивания влаги, для навеса, сна, а также при необходимости сплава по воде. Изготовлена в виде накидки с капюшоном, прорези под обе руки, благодаря специальной конструкции с надувными вкладышами может использоваться как надувной матрас с подушкой для сна или в особых случаях для сплава. Изделие оснащено застежками на петлях и пуговицах, для удобства использования. Есть вшитый капюшон.

 

 

Фото отсюда: https://forum.guns.ru/forummessage/114/1799320.html

В оригинале изделие СПП один в один представляет собой обычную армейскую плащ-палатку, только с надувной частью на 4 секции и изготовленную из спец.материала не пропускающего воду.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here