Последний рейс шаттла «Колумбия»

0
3253

1 февраля 2003 года при сходе с орбиты погиб американский шаттл «Колумбия». Любая катастрофа уникальна, но почти все они после изучения вызывают легкую оторопь: как так получилось, что именно эта последовательность мелких случайностей и ошибок людей вызвала трагедию?

В случае с «Колумбией» все было и так, и не совсем так: гибель семи астронавтов была предрешена чуть ли не сразу после старта – за счёт одной случайности с организованной на авось безопасностью полета.

Рейс STS-107 (28-й полет шаттла «Колумбия») стартовал с космодрома на мысе Канаверал 16 января 2003 года. Экипаж: командир Рик Хасбанд, пилот Уильям Маккул, а также специалисты Майкл Андерсон, Дэвид Браун, Лорел Кларк, Илан Рамон (Израиль) и Калпана Чавла (Индия).

Особых прорывов миссия не сулила. Разве что пилот израильских ВВС Илан Рамон, герой налета на иракский реактор в Озираке в 1981 году, в этом рейсе должен был стать первым астронавтом еврейского государства.

Полет ценой в одну плитку

Судьба шаттла «Колумбия», по сути, решилась не при входе в атмосферу 1 февраля 2003 года, а еще на 86-й секунде после старта. Из-за вибраций от обшивки внешнего топливного бака отлетела плитка теплоизоляционной пены.

Этот факт был зафиксирован видеозаписью, которую спустя два часа после старта отсмотрели, но не нашли в ней ничего криминального. Как минимум при четырех стартах шаттлов уже происходили подобные вещи.

Однако, как выяснилось уже после катастрофы, отлетела теплоизоляция крайне неудачно: плитка врезала прямо по композитной панели на левом крыле «Колумбии». В результате в упрочненном композите образовалась дыра ориентировочным размером 15-25 см.

Однако на тот момент этого никто не знал, а возможностей как следует осмотреть корабль в поисках возможных повреждений не было. Тем не менее, сам факт того, что плитка теплоизоляции отлетела, и МОГЛА повредить корпус корабля, инженеры НАСА не отрицали. Более того, некоторые из них довольно активно настаивали на этой пессимистичной версии.

Руководство полета, тем не менее, выбрало другой вариант. Во-первых, эти люди отталкивались от того, что аналогичные отлетевшие плитки ранее не приводили к серьезным повреждениям. Сработала своего рода психологическая защита: в хозяйстве творятся опасные вещи, но пока ничего не сломалось, – значит вещи неопасны.

Во-вторых, руководство НАСА отлично понимало, что, если критическое повреждение уже нанесено, помочь экипажу «Колумбии» невозможно. Скафандров для выхода в открытый космос в этом полете на борту не было, а значит, «заклеить» дыру (даже если бы ее нашли) хоть чем-нибудь было гарантированно невозможно.

Стыковочного узла для МКС у «Колумбии» не было. Ирония судьбы: этот узел должны были поставить на шаттл перед следующим его запланированным полетом – в ноябре 2003 года. Однако, даже если такое устройство и было бы, то переход к МКС по условиям полета представлял собой нетривиальную задачу.

И, наконец, спасательная операция в виде подъема нового челнока была невозможна: автономность шаттла на орбите не превышает двух недель, за это время подготовить второй челнок нереально.

Это уже потом НАСА, если по условиям полета спасение команды аварийного шаттла на МКС невозможно, начнет ставить на старт резервный спасательный корабль с сокращенным экипажем. Так было, например, в 2009 года при регламентных работах на телескопе «Хаббл»: тогда «Атлантиса» караулил «Индевор». В 2003 году на это просто не шли: лишние расходы, лишние хлопоты. И так все работает, чего вам больше?

Как утверждается, кто-то из руководителей полета «Колумбии» бросил в ответ инженерам, достававшим его всевозможными «а если?» по поводу отлетевшей плитки: «Вы же знаете, что даже если корабль и повреждён, то сделать с этим ничего нельзя. Как по мне, так лучше бы команде ничего не знать: если и погибнут, то неожиданно, при спуске, а не запертыми в корабле на орбите, без воздуха».

Сказано – сделано. 1 февраля 2003 года, выполнив полётный план, «Колумбия» на авось пошла в атмосферу.

Хорошо срежиссированная катастрофа

36 3

Погибший экипаж шаттла «Колумбия»: командир Рик Хасбэнд, научный специалист Калпана Чавла, пилот Уильям Маккул, специалисты Дэвид Браун и Лорел Кларк, бортинженер Майкл Андерсон и первый израильский астронавт Илан Рамон.

При сходе с орбиты пришло время дыры в композитной защите. Передняя кромка крыла – очень нагруженный с тепловой точки зрения участок, дыра в местной теплозащите равносильна катастрофе. Что и произошло: локальный разогрев, отходят ещё несколько плиток, и плоскость начинает разрушаться.

В этом районе крыла укрывались посадочные шасси: их шины просто взорвались от перегрева (астронавты получили лаконичный сигнал «потеря давления в шинах») и из ниши шасси ударила струя раскаленного газа, окончательно доламывая крыло.

В центре управления полетами НАСА пока что никто ничего не знал: потеря радиосвязи при сходе с орбиты – явление естественное. А вот над северным Техасом уже видели, что происходит что-то не то. В этот момент включилась радиосвязь, и корабль ответил на вызов с Земли голосом командира Рика Хасбанда: «Вас понял», дальше последовало неразборчивое междометие, и в этот момент связь оборвалась окончательно.

«Колумбия» потеряла устойчивость, закрутилась и рассыпалась на куски на высоте около полусотни километров. От момента потери управления до момента гибели экипажа (проще говоря, до распада кабины шаттла на части) прошла 41 секунда. Корабль лёг на землю узкой полосой обломков, вытянутой в юго-восточном направлении к Мексиканскому заливу.

Единственными выжившими при катастрофе оказались черви-нематоды Caenorhabditis elegans, обнаруженные в алюминиевых контейнерах – их выращивали на орбите во время биологических экспериментов.

Тонкие детали катастрофы

36 4

НАСА довольно подробно восстановила происходившее на шаттле. В 2008 году был опубликован доклад, в котором картинка катастрофы разложена по косточкам. Если не считать истории с отлетевшей изоляцией и повреждением крыла, как выяснилось, наиболее интересное крылось в кабине корабля.

«Разгерметизация кабины произошла столь стремительно, что члены экипажа потеряли сознание до того, как успели включиться в средства защиты», – заключает доклад. Почему это произошло?

У троих астронавтов, например, в момент катастрофы отсутствовали перчатки. Это старая история: работать с переключателями приборных досок шаттлов в перчатках сложно, поэтому их как бы положено надевать, но на самом деле происходит это далеко не всегда.

Один из астронавтов сидел без шлема, а щитки шлемов не были закрыты ни у кого. Причина в том, что закрытие щитка автоматически включает подачу в скафандр кислородной смеси, а это может приводить к утечкам кислорода в атмосферу кабины и опасности пожара. После того, как в 1967 году на тренировке в «Аполлоне-1» сгорели три человека, американские астронавты крайне настороженно относятся к кислородному оборудованию.

В чем причина этого бардака? А она элементарна. Дело в том, что нынешние стартово-посадочные скафандры для экипажей шаттлов были существенно переработаны после катастрофы «Челленджера» в 1986 году. Большая часть усовершенствований, внесенных в скафандр, и стала причиной «интеграционных затруднений», как вежливо назвали авторы официального отчета НАСА все вышеперечисленные безобразия.

Вот так они и летали все это время. Добавьте недостаточно жесткое крепление верхней части туловища к креслу – именно их снесло в первую очередь, в отличие от крепления ног. В условиях разрушения кабины в набегающем потоке на скорости около 20 Махов это означало немедленную смерть от чисто механических повреждений, ибо удержаться в кресле было просто невозможно.

Не говоря уже о том, что имеется масса свидетельств, согласно которым экипажи шаттлов не всегда пристегиваются на спуске. (Как минимум один член команды «Колумбии» точно не был пристегнут и на этом спуске.)

После этого такая незначительная мелочь, как невозможность автоматического раскрытия индивидуальных парашютов (да, в этих условиях система спасения требовала от астронавтов сознательного участия), уже неважна. Даже в том случае, если бы при разрушении кабины астронавты были надежно зафиксированы в ложементах и защищены, пережить дальнейшее у них не было практически никаких шансов. Катастрофа словно была разыграна по заранее написанному сценарию, исключающему всякую импровизацию.

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости

http://www.b-port.com/news/item/96848.html — link

P.S: Принятие мер, направленных на повышение уровня безопасности миссий шаттла, постоянно откладывалось. Реальный бюджет НАСА сегодня находится на том же уровне, что и 12 лет назад. Как ни прискорбно, чтобы ответственные лица задумались над проблемой безопасности, понадобилась такая трагедия.

Похоже, это чистая случайность, что 87 полетов, совершенных между двумя катастрофами («Челленджера» и «Колумбии»), закончились благополучно.

29 мая 2000-го года, при посадке челнока «Атлантис» раскаленные газы почти полностью разрушили термоизоляцию левого крыла. Причина – халатность, допущенная при проведении ремонтно-профилактических работ.

Старт считается одним из наиболее опасных этапов полета челноков. Через две минуты после старта от корабля отделяются два твердотопливных ускорителя. При этом от них отлетают 20-ти килограммовые металлические болванки, которые, по замыслу конструкторов, должны быть пойманы специальными приспособлениями — улавливателями. В действительности же во время старта тяжелые куски металла «порхают» вокруг корабля.

Ту же картину можно было наблюдать и при старте «Колумбии». В ходе расследования выяснилось, что НАСА не провела на этот счёт ни одного тестирования. В ходе контрольного эксперимента, проведенного комиссией Гемана, одна из болванок разнесла вдребезги предназначенный для неё улавливатель.

 

Версия: астронавты взорвавшегося в 1986 году шаттла «Челленджер» до сих пор живы

Те, кто в 1986 году наблюдал на телеэкранах катастрофу американского шаттла «Челленджер» с 7 астронавтами на борту, наверняка, прекрасно помнят эти кадры, заставившие весь мир замереть от ужаса. В те годы никто даже представить себе не мог, что подобная катастрофа может быть всего лишь хорошо срежессированным шоу. Однако, в наши дни подобные предположения уже не кажутся такими уж невероятными. Особенно, после событий 11 сентября 2001 года.

Так что же в действительности произошло с «Челленджером»? Этот вопрос более чем уместен, так как есть прямые свидетельства, указывающие на то, что астронавты, якобы трагически погибшие в тот роковой день, до сих пор живы.

В это трудно поверить, так как трагедий произошла в прямом эфире, на глазах всего мира. Именно в этом запуске американцы были уверены на 300%, и, имено его было принято решение (на самом высоком уровне) транслировать по всему миру.

Этому событию посвящены книги, пространные статьи в центральных журналах, газетах. В Википедии статья о Челленджере одна из самых подробных, пресыщена абсолютно бессвязными бездоказательными свидетельствами, рассчитанными на то, что бы легко и в непринужденной форме, убедить, неприхотливую американскую публику в том, что то что они видели на своих экранах, и есть правда. 

А что же было на самом деле? Взорвался ли шаттл? Да, взорвался. Погибли ли люди? Нет не погибли. 6 из 7 до сих пор живут и здавствуют, абсолютно не скрываясь от фотокамер, продолжая свою нормальную жизнь.

Давайте поподробнее.

MICHAEL J. SMITH

Очередной обман: Астронавты взорвавшегося в 1986 году шаттла «Челленджер» до сих пор живы

Этот классный парень даже не стал менять свое имя, и пасспортные данные. Работает преподавателем в университете University of Wisconsin, Madisoн. 

RICHARD «DICK» SCOBEE

Очередной обман: Астронавты взорвавшегося в 1986 году шаттла «Челленджер» до сих пор живы

Тоже не стал возиться с документами, и живет под своим именем. Работает шефом одной серьезной компании. Кстати, его сын отвечал за перехват якобы самолетов террористов, которые протаранили торговые центры в Нью-Йорке. 

Двое других живых астронавтов, не такие смелые, как их вышеупомянутые коллеги, выдают себя за братьев близнецов.

Довольно неожиданно, что у двоих астронавтов оказались братья близнецы. У меня лично, за всю жизнь, никогда не встречалось такого, что бы в одной небольшой группе людей, встретилось 2 человека с близнецами братьями. Документы НАСА подделать не сложно. Подделали ли же Обаме свидетельство о рождении, подтверждающее, что он американец. А вот этим двум проблем тем более не составило.

RONALD MC NAIR

Очередной обман: Астронавты взорвавшегося в 1986 году шаттла «Челленджер» до сих пор живы

ELLISON ONIZUKA

Очередной обман: Астронавты взорвавшегося в 1986 году шаттла «Челленджер» до сих пор живы

Женщины Чалленджера тоже живы и здравствуют. Обе преподают юриспруденцию в Йельском и Сиракузском университетах соответстенно.

JUDITH RESNIK

Очередной обман: Астронавты взорвавшегося в 1986 году шаттла «Челленджер» до сих пор живы

SHARON («CHRISTA») MC AULIFFE

Очередной обман: Астронавты взорвавшегося в 1986 году шаттла «Челленджер» до сих пор живы

Прошло чуть менее чем 30 лет с момента трагедии. Следов 7-ого астронавта пока не нашли. На момент полета ему было 42 года, сейчас бы было 71. Вполне возможно, что он умер своей смертью. Вполне возможно, что он один из всей команды, которому не пришлось по душе вранье всему миру, вполне возможно, что он не смог с этим дальше жить. И его, как и братьев Кеннеди, как Линкольна, просто убрали. В Америке с этим все очень просто. 

Остается главный вопрос, зачем нужно было устраивать этот театр?

Подсказкой может послужить заявление «вдовы» Ричарда Скоби, в котором прозвучало сравнение катастрофы «Челленджера» с убийством Кеннеди и терактом 11 сентября. Маловероятно, что Джун Скоби Роджерс не в курсе судьбы своего супруга. Тем более, что и их сын тоже замешан в другой «национальной катастрофе»…

Можно только догадываться какие еще мистификации подобные катастрофе «Челленжера» или взрыва нью-йркских небоскребов нас ожидают в будущем, когда для этого будет гораздо больше технических возможностей…

http://x-true.info/21289-ocherednoy-obman-astronavty-vzorvavshegosya-v-1986-godu-shattla-chellendzher-do-sih-por-zhivy.html — link

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here