Трагедия в Гималаях: спасение французской альпинистки Элизабет Револ

0
5008

На закате 25 января Элизабет Револ совершила, казалось, невозможное: она поднялась на Нангапарбат и вошла в историю альпинизма как вторая женщина, сумевшая совершить зимнее восхождение на восьмитысячник в Гималаях. Но триумф обернулся трагедией.

Уже на вершине партнер француженки по восхождению, польский альпинист Томек Мацкевич почувствовал себя плохо, и ночной спуск пришлось прервать. Вниз Томек так и не спустился. Элизабет пришлось оставить его в снегу на высоте 7200 м — в космическом холоде, на ураганном ветру, одного, без палатки, обмороженного, ослепшего и захлебывающегося собственной кровью.

После двух холодных ночевок на скованных 40-градусным морозом склонах горы она сумела спуститься на 2 км, несмотря на обморожение, предельное истощение и галлюцинации.

Там ее подобрала дерзкая спасательная команда: гранды зимнего альпинизма Денис Урубко и Адам Белецкий прервали экспедицию на соседний гигант К2, прилетели на вертолете к подножию Нангапарбата и ночью поднялись по крутому маршруту больше километра.

«Я уже думала, что не выживу», — рассказала Элизабет Револь французскому агентству AFP через несколько дней после трагедии в больнице альпийского Саланша под Монбланом.

«И вдруг увидела в темноте два фонаря. Я начала кричать. Эмоции били через край».

Спасатели и спасенная: Денис Урубко, Элизабет Револь и Адам БелецкийПравообладатель иллюстрации REUTERS. Image captionСпасатели и спасенная: Денис Урубко, Элизабет Револь и Адам Белецкий

«Вертолет нас высадил примерно на высоте 4800 метров. До него тут никто так высоко не садился, — рассказал Урубко испанскому журналу Desnivel. — Эта посадка была одним из эпических, героических моментов спасательной операции».

Денис Урубко и Адам Белецкий

Надежды найти Томека живым к тому моменту растаяли.

«Надо было принимать решение — или помогать Элизабет выжить, или продолжать идти наверх с призрачной надеждой найти Томека. И погода продолжала ухудшаться, а прогноз на ближайшие дни не предвещал ничего хорошего».

Утром Урубко и Белецкий спустили Револь вниз, где их ждал вертолет.

У француженки были обморожены руки и ноги, причем, левая нога — сильно: во время второй холодной ночевки Элизабет сняла ботинок, чтобы выменять его на горячий чай, и только через пять часов, очнувшись, поняла, что все это было галлюцинацией.

Томек Мацкевич покорил гору своей мечты - и остался на нейПравообладатель иллюстрации REUTERS. Image captionТомек Мацкевич покорил гору своей мечты — и остался на ней

 

Подняться зимой на Нангапарбат — гору в Пакистане высотой 8125 м — было мечтой Элизабет. Она зашла только с четвертой попытки. До нее зимнее восхождение на восьмитысячник удавалось лишь одной женщине — швейцарке Марианн Шапюизе, которая добралась до вершины Чо-Ойю четверть века назад.

Томек разделял страсть Элизабет — он тоже совершил четыре попытки взойти на Нангапарбат зимой. Однако он никогда не был на 8000 метрах, тогда как француженка взошла на шесть из 14 восьмитысячников, причем на многие — соло и всегда — без дополнительного кислорода.

Она рассказала, что на подъеме в тумане Томек шел без солнцезащитной маски, и на вершине признался, что ничего не видит — снежная слепота. Вниз он шел, держась за плечи Элизабет, а когда они залезли в расщелину, чтобы укрыться и немного отдохнуть, она увидела, что у него сильно обморожены руки и нос, а самое страшное — поляк дышал с трудом и кашлял кровью.

Отек легких — самая распространенная форма горной болезни на таких высотах, и без немедленной медицинской помощи шансов выжить почти нет.

Врачи пока не знают, обойдется ли без ампутацииПравообладатель иллюстрации AFP. Image caption. Врачи пока не знают, обойдется ли без ампутации

 

Элизабет пришлось принять «ужасное и болезненное» решение оставить товарища на горе и попытаться спастись самой.

Решение, которое спасло ей жизнь.

http://www.bbc.com/russian/features-42912438 — link

Элизабет и Томек Мацкевич (справа)

 

Для справки:

Денис Викторович Урубко (род. 29 июля 1973, Невинномысск Ставропольского края РСФСР, СССР) — высотный альпинист, мастер спорта международного класса, неоднократный чемпион СНГ, Казахстана и Киргизстана в высотном, техническом, высотно-техническом и зимнем классах. Имеет неофициальный титул «Снежный барс» (прошёл все пять семитысячников СНГ за 42 дня лета 1999 года).

Четырёхкратный обладатель приза «Золотой ледоруб Азии» (Piolet D’Or Asia): в 2006 году — за первопроход на Манаслу, в 2009 году — за новый маршрут на Чо-Ойю, в 2011 году — за новый маршрут на пик Победы («Палка к доллару»). Также 9 ноября 2012 года в Сеуле (Южная Корея) Урубко получил «Золотой ледоруб Азии за заслуги».

Обладатель приза «Золотой ледоруб»-2010 за лучшее высотное восхождение (за тот же первопроход на Чо-Ойю в 2009 году). Совместно с Сергеем Самойловым номинант на «Золотой ледоруб»-2007 за первопрохождение в альпийском стиле северо-восточной стены Манаслу (8156 м).

Обладатель «альпинистского Оскара» Eiger Award-2009 за первое зимнее восхождение на Макалу и приза журнала «Climbing Magazine»(США) — 2012 Golden Piton (Золотой Крюк) за первое зимнее восхождение на Гашербрум II.

Кавалер Золотого ордена Национального Олимпийского комитета РК за выдающиеся заслуги в спорте (2009), несколько медалей по линии военной службы, медали Наварры и Непала. Также Фондом развития спорта Казахстана (ФРСК) признан «Лучшим спортсменом года-2009» в Республике Казахстан. В 2010—2011 годах был вице-президентом Федерации альпинизма и скалолазания Республики Казахстан.

Первый горовосходитель из СНГ, покоривший за 9 лет (2000—2009) все 14 восьмитысячников мира (главные вершины), причём, все — без применения кислорода и стал по этому показателю восьмым в мире.

12 февраля 2015 года во Вроцлаве Денис Урубко при помощи своих польских друзей — альпинистов (депутат Европарламента Януш Онышкевич, Кшиштоф Велицки, Богдан Янковский, Януш Майер, Богуслав Магрель и др.) получил польское гражданство.

Участие в спасательных операциях

 

Гашербрум II — первый восьмитысячник Каракорума, покорённый зимой

2001 год, май — сопроводил со склона Лхоцзе ночью с высоты 8100 м до лагеря IV на классическом маршруте выбившуюся из сил известную польскую альпинистку Анну Червинску и шерпа Пасанга. А через день отдыха в штурмовом лагере (ниже польку спускали шерпы и друзья по команде) взошёл на вершину.

2003 год, февраль — со склона К2 после неудачного зимнего штурма в составе польской экспедиции с высоты 7750 м спустил заболевшего и обессилевшего поляка Марчина Качкана.

2003 год, 16 июля со склона Броуд-пика стащил француза Жана-Кристофа Лафая, у которого после восхождения стремительно развилась пневмония. Казахстанская команда уже успешно брала высоту, Урубко назавтра забрался на вершину в одиночку. Позже Лафай пропал без вести при попытке зимнего соло-восхождения на Макалу в январе 2006 года.

2007 год, май — прервав свой скоростной соло-забег на гималайский восьмитысячник Дхаулагири, снял с горы полумертвого российского ветерана Бориса Коршунова, который провёл одиночную «холодную» ночевку на 7300 м.

2008 год, май — сразу после восхождения на восьмитысячник Макалу принял участие в авральной попытке спасения с Аннапурны больного испанца Иньяки Очоа. Денис успел с грузом кислородных баллонов подняться от подножия горы до лагеря III (6900 м), когда Иньяки умер от отёка мозга, проведя пять ночей в лагере IV (7400 м). Позже Урубко в числе других спасателей знаменитого баска был награждён испанской Золотой Медалью «За спортивные заслуги».

2018 год, январь — во время попытки зимнего восхождения на К2 принял участие в спасении француженки Элизабет Револ (Elisabeth Revol) и поляка Томаша Мацкевича (Tomasz Mackiewicz), попавших в непогоду после восхождения на Нанга Парбат.

С 26 по 28 января на горе силами четырёх польских альпинистов: Дениса Урубко, Адама Белецкого (Adam Bielecki), Пётра Томала (Piotr Tomala) и Ярослава Ботора (Jarosław Botor), которые приостановили свою экспедицию на К2, была проведена одна из самых масштабных спасательных операций в истории альпинизма.

По итогам спасработ Элизабет была снята двойкой Урубко — Белецкий с высоты 6100 м (она получила обморожения конечностей), а обмороженный и ослепший Томек остался в спальнике на отметке 7280 метров. Из-за непогоды спасатели не смогли подняться к нему и он погиб, с седьмой попытки покорив эту вершину. Несмотря на это, спасательная операция получила широкое освещение в польских и зарубежных СМИ и была высоко оценена за героизм участников.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here