26 апреля в Германии на авиабазе Рамштайн состоялась встреча министров обороны из более чем 40 государств-союзников украины, среди которых страны НАТО и представители других приглашенных государств с обсуждением возможности для оказания военной помощи украине.
Результатом встречи стало создание в Штутгарте (Германия) Кординационного центра поставок вооружений в украину.
2 марта 2022 года министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что украинская сторона собрала «международную антивоенную коалицию, которая уже насчитывает как минимум 86 государств и 15 международных организаций», добавив, что «19 стран дают Украине оружие <…>, 10 стран предоставляют макрофинансовую помощь, 22 страны предоставляют гуманитарную помощь, из 16 стран мира в Украину уже едут добровольцы <…>, их общее число превысило тысячу человек, и заявки продолжают поступать»
Реактивная система залпового огня HIMARS
HIMARS создан на базе пятитонного колесного шасси FMTV Армии США может нести шесть реактивных снарядов РСЗО или одну оперативно-тактическую баллистическую ракету ATACMS.
HIMARS взаимозаменяема с РСЗО M270A1, неся половину её боекомплекта.
Система HIMARS авиатранспортабельна на самолёте C-130 и производится компанией BAE Systems Mobility & Protection Systems (ранее Armor Holdings, Inc.).
Ракетная часть производится фирмой Lockheed Martin. Система HIMARS (High-Mobility Artillery Rocket System) – реактивная система залпового огня повышенной мобильности, предназначенная для поражения районов сосредоточения артиллерийских систем, систем противовоздушной обороны, узлов технической поддержки, грузовых автомобилей, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, а также обеспечения поддержки районов сосредоточения собственных войск и средств обеспечения.
Создание HIMARS вызвано необходимостью оснащения частей и подразделений морской пехоты, воздушно-десантных войск и сил быстрого развертывания высокомобильными пусковыми установками, пригодными для переброски по воздуху на любой театр военных действий.
В состав системы залпового огня HIMARS входят:
• боевая машина М142;
• транспортно-заряжающая машина; • неуправляемые и управляемые реактивные снаряды;
• средства управления огнем.
Боевая машина М142 выполнена на модифицированном шасси 5-т грузового автомобиля Stewart & Stevenson с колесной формулой 6×6.
Двигатель – дизель Caterpillar 3116 ATAAC с газотурбинным наддувом, объемом 6.6л, мощностью 290 л.с. при 2600 оборотов в минуту. Число цилиндров – 6. Запас топлива – 56 галлонов, запас хода – 480 км.
Трансмиссия – Allison автоматическая, семискоростная.
Подвеска – параболическая с листовыми рессорами.
Дорожный просвет – 564мм.
Преодолеваемые водные преграды глубиной до 0.9м.
Расчет боевой машины – 3 человека (водитель, наводчик-оператор и командир БМ), но по мнению разработчиков системы в особых условиях огонь может вести один номер расчета.
РСЗО HIMARS принята на вооружение армии и корпуса морской пехоты США, армий Великобритании, ОАЭ и Южной Кореи.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Вес, кг:
- боевой машины со снарядами 13696 (16000)
- автошасси 8273 (2390)
- модуля с контейнером 2915
- транспортно-пускового контейнера 2282
Габариты, мм:
- длина 6940
- ширина 2400 (2390)
- высота в походном положении 3180
Максимальная скорость передвижения, км/ч 89 (94)
Запас хода, км 480
Максимальный преодолеваемый уклон, % 60
Расчет, чел. 3
Число трубчатых направляющих, шт 1ТПК с 6 НУРС или 1 ТПК с 1 УР
Угол возвышения, град:
- минимальный –2
- максимальный +60
Угол горизонтального обстрела, град 280
БОЕПРИПАСЫ:
• М26 — неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М77);
• М26А2 — неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М77) и увеличенной дальностью (ER MLRS);
• М26А1 — неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М85) и увеличенной дальностью (ER MLRS);
• GMLRS (Guided MLRS — управляемый MLRS) — управляемый (инерциальная + GPS) реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М85) и увеличенной дальностью ER MLRS. Стоимость одной ракеты GMLRS составляет 100 000$;
• М28 — учебный реактивный снаряд;
• М28А1 — учебный реактивный снаряд с уменьшенной дальностью;
• AT-2 — кассетный реактивный снаряд — постановщик мин.
• ATACMS Block I — Тактическая ракета с кассетной головной частью на 950 боевых элементов, дальностью до 165 км и инерциальной системой управления;
• ATACMS Block IA — Тактическая ракета с кассетной головной частью на 300 боевых элементов, дальностью до 300 км и инерциальной системой управления (СУ) комплексированной с приемником GPS;
• ATACMS Block IA Unitary — Тактическая ракета с фугасной боевой частью весом 500 фунтов, дальностью до 270 км и инерциальной системой управления (СУ) комплексированной с приемником GPS;
• ATACMS Block II — Тактическая ракета с кассетной головной частью на 13 самоприцеливающихся боевых элементов BAT, дальностью до 140 км;
• ATACMS Block IIA — Тактическая ракета с кассетной головной частью на 6 самоприцеливающихся боевых элементов BAT (улучшенной конструкции), дальностью до 300 км;
155 мм гаубица M777 («три топора»)
Гаубица М777 была создана специалистами английской оборонной компании BAE Systems, производится в США. M777 разрабатывалась еще в начале 1980-х годов частной компанией Vickers, которая позже объединилось с BAe, нынешним производителем, для экспортного рынка.
Гаубица M777 BAe (British Aerospace) является основным видом буксируемой артиллерии вооруженных сил США.
М777 использует цифровую систему управления огнем, подобную системе самоходных гаубиц, таких как M109A6 Paladin, для обеспечения навигации, наведения и определения местоположения, позволяющую вводить ее в действие быстрее, чем гаубицы предыдущего поколения.
Модификации M777
M777ER — экспериментальная версия с удлинённым стволом 52 калибра (+1,8 м) и с увеличенным весом (+450 кг). Дальность стрельбы увеличена до 70 км. Модернизация также включает в себя активно-реактивный снаряд XM1113 и заряд XM654, автомат заряжания и новую систему управления огнём.
Калибр | 155 мм |
Вес | 4200 кг |
Скорость стрельбы | 5 выстрелов в минуту |
Максимальная обычными снарядами | 24,7 км |
Максимальная специальными снарядами Excalibur | более 30 км |
Скорострельность интенсивная | 5 выстрелов в минуту на срок до 2-х минут |
Скорострельность стандартная | 2 выстрелов в минуту |
Время развертывания | < 3 минут |
Время свертывания | < 2 минут |
Максимальная скорость буксирования | 88 км/ч |
Скорость по пересечённой местности | 24 км/ч |
Размеры в режиме буксировки | |
длина | 9,275 м |
ширина | 2,77 м |
высота | 2,26 м |
Размеры в режиме стрельбы | |
длина | 10,21 м |
ширина | 3,72 м |
высота | 2,65 м |
Экипаж | 5-8 человек |
M982 Excalibur – снаряд с GPS-наводкой с расширенной дальностью действия. Он был разработан для поражения неподвижных целей с высокой точностью. M982 Excalibur стал преемником артиллерийского снаряда с лазерной наводкой M712 Copperhead.
Excalibur совместим со 155 мм артиллерийскими системами, такими как легкая гаубица M777, самоходные гаубицы M109A6 Paladin и M109A7. Он также совместим с другими 155 мм артиллерийскими системами, такими как германские PzH 2000, южнокорейские K9 Thunder, японские Type 99 и другие 155 мм артиллерийские системы.
Варианты M982 Excalibur
Excalibur S – это улучшенная версия с добавленной полуактивной лазерной наводкой. Он может поражать движущиеся цели или менять цель уже после выстрела. Разработка этого боеприпаса была инициирована Raytheon в 2013 как частная идея.
http://bastion-karpenko.ru/ — link
Французская 155-мм САУ CAESAR
CAESAR — сокращение, которое читается по первым буквам слов CAmion Equipé d'un Système d'ARtillerie, что в переводе с французского языка означает «грузовик, оснащенный артиллерийской системой».
Это 155-мм французская самоходная установка, которая создана и производится компанией Nexter. На данный момент выпущено уже более 250 данных САУ, которые находятся на вооружении четырех государств. Помимо непосредственно Франции, САУ CAESAR состоят на вооружении армий Саудовской Аравии, Индонезии и Таиланда.
Данная установка является самоходным аналогом буксируемого французского 155-мм орудия TRF1. Первый образец новой гаубицы был показан военным в 1994 году, а в 2000 году они подписали первый контракт на поставку машин для армейских испытаний.
«Цезарь» представляет собой колесную 155-мм самоходную гаубицу с длиной ствола 52 калибра. Непосредственно сама САУ может транспортировать до 18 снарядов. Как правило, она управляется экипажем, состоящим из 5 человек, хотя в случае возникновения необходимости САУ сможет управлять подготовленный расчет всего из трех человек. Самоходная артиллерийская установка CAESAR может транспортироваться самолетами военно-транспортной авиации стран НАТО: C-130, А400M, а также российскими самолетами Ил-76.
Основным оружием САУ является 155-мм модернизированный вариант орудия TRF1 с длиной ствола 52 калибра. Самоходная установка оснащена системой управления огнем «Сигма-30», в состав которой был включен приемник навигационной системы NAVSTAR. Также имеется автоматическая система подачи снарядов.
Максимальная скорострельность установки составляет 6 выстрелов в минуту. Приводы системы наведения орудия — гидравлические (основной) и ручные (вспомогательный). Угол горизонтальной наводки орудия при углах вертикальной наводки от 17 до 66 градусов составляет 34 градуса. А при ведении огня прямой наводкой (углы вертикальной наводки от -3 до +10 градусов) — 48 градусов.
Наведение орудия на цель производится при помощи системы управления огнем (СУО) в автоматическом режиме. Помимо этого, можно использовать ручное наведение с помощью оптических приборов. Для ведения огня доступны различные типы снарядов, среди которых осколочно-фугасные, дымовые, кассетные, осветительные, активно-реактивные снаряды, а также противотанковые управляемые снаряды BONUS. Максимальная дальность ведения огня при использовании активно-реактивных боеприпасов составляет 42 км.
САУ базируется на базе колесного шасси с формулой 6×6 грузового автомобиля Sherpa 5 от компании Renault. Кабина самоходной установки специально защищена бронелистами, которые в состоянии обеспечить экипажу защиту от огня из стрелкового оружия и осколков снарядов. В состав комплекса включается вся необходимая аппаратура, предназначенная для самостоятельных действий и быстрого развертывания на любом театре боевых действий. Используемое орудие позволяет применять большое разнообразие боеприпасов, предназначенных для поражения открытых и защищенных целей, блокирования маневра и перемещений бронетанковых сил вероятного противника.
Главный блок размещения навигационных систем располагается с правой (вверху) стороны орудия (со стороны помощника наводчика), если смотреть на орудие с его казенной стороны.
При этом французы пошли по иному пути, нежели создатели гаубицы M777A2. Они решили пойти по пути уменьшения экипажа САУ и уменьшения их физического труда. Процессы заряжания (досылания) снарядов в ствол гаубицы сделаны полностью автоматическими. По этой причине у помощника наводчика нет никаких дисплеев, лишь пульт управлением досылателем и лотком снарядов.
Система «Цезарь» — это система раздельно-картузного заряжания. По этой причине у орудия САУ мы видим не клиновой, а поршневой затвор. Такой затвор легче в плане своих весовых характеристик и проще в эксплуатации/обслуживании.
Прицел наводчика был совмещен с основным вычислительным блоком. Он находится в классическом для всех современных орудий месте — с левой стороны. При этом французские разработчики избавили расчет установки от выбора системы стрельбы.
К примеру, у легкой буксируемой гаубицы М777А2 расчет может стрелять либо в полуавтоматизированной цифровой системе (методом конца XX века), либо с выбором дополнительной точки наводки (по методике начала XX века). Французская 155-мм САУ CAESAR не имеет даже запасных кронштейнов для ведения огня методом начала XX века. В результате создателям удалось добиться довольно высоких показателей скорострельности орудия 6-8 выстрелов в минуту. При этом в режиме MRSI орудие осуществляет 4 выстрела за 20 секунд.
Непосредственно дисплей наводчика орудия поражает своей понятностью и простотой даже без осуществления перевода. При этом наводчик может не только контролировать готовность орудия к производству выстрела, но и состояние всех систем САУ.
Готовность орудия к ведению огня наводчик может проконтролировать также по пяти лампочкам зеленого цвета (если зажглись все), которые находятся с левой стороны дисплея. Непосредственно в ходе интенсивной стрельбы в полуавтоматизированном режиме для орудия, у которого для производства выстрела нет шнура, как у той же гаубицы М777А2, а есть только небольшая кнопка на дисплее наводчика — это очень удобная, а главное наглядная опция.
https://www.youtube.com/watch?v=U1HUlKJwOqA
У системы CAESAR есть ряд своих преимуществ, к которым можно отнести:
— дешевизну производства;
— мобильность;
— легкость обслуживания;
— скрытность (в сравнении с более тяжелыми гусеничными установками).
К недостаткам системы относятся:
— низкая проходимость по бездорожью;
— низкая степень защиты от огня противника;
— небольшой возимый боекомплект.
В настоящее время французская разработка пользуется спросом на международном рынке артиллерийских вооружений. К примеру, специально для индийского рынка французские инженеры предлагают в качестве базового шасси использовать индийское шасси Ashok Leyland Defence 6×6. Помимо этого, в компании Nexter Systems прорабатывается возможность применения шасси Tatra 8×8, которое отличается очень высоким уровнем внедорожных качеств и характеристик.
Тактико-технические характеристики САУ CAESAR:
Габаритные размеры: длина — 10 м; высота — 3,7 м, при авиатранспортировке — 2,7 м, ширина — 2,55 м.
Вес установки — около 18 т.
Скорострельность — 6 выстр./мин.
Дальность стрельбы — от 4,5 до 42 км.
Боезапас на борту — 18 снарядов.
Скорость по шоссе — 80 км/ч, по пересеченной местности — 50 км/ч.
Запас хода — 600 км.
Колесная формула — 6×6.
https://topwar.ru/72011-francuzskaya-155-mm-sau-caesar.html — link
Переносной противотанковый ракетный комплекс NLAW
Шведский многопрофильный оборонный концерн Saab активно продвигает на рынке противотанковое средство собственной разработки NLAW (произносится – «ЭнЛо»). По мнению экспертов, в условиях резко обострившейся ситуации с безопасностью средства борьбы с бронированными целями приобретают особую актуальность.
В этой области легкое противотанковое оружие следующего поколения (Next Generation Light Anti-Tank-Weapon, NLAW) от Saab по своим параметрам предлагает уникальное сочетание малого веса и размера с простотой применения и экстремальной точностью.
Противотанковое средство следующего поколения NLAW
Разработанная отставным шведским офицером Андерсом ХАСТЕРОМ (Anders HASTER) система представляет собой одноразовый контейнер длиной один метр с ракетой внутри. Ракета NLAW с многофункциональной боевой частью снабжена оптическими и магнитными датчиками.
Комплекс общим весом 12,7 кг полностью готов к стрельбе. Прицел жестко встроен в контейнер и может использоваться как днем, так и ночью. Система не требует обслуживания весь период эксплуатации, 20 лет.
Прежде всего, комплекс NLAW предназначен для уничтожения танков. Поскольку этот вид современной боевой техники оборудован разнообразными средствами пассивной и активной защиты, противотанковое средство NLAW использует атаку сверху (Overfly Top Attack, OTA), как основной режим боевого применения.
Ракета комплекса (калибр – 115 мм, головной части – 150 мм) имеет инерциальную систему управления, способную учитывать условия окружающей среды и параметры движения цели. При прицеливании применяется метод «расчетной визуальной наводки» (Predicted Line of Sight, PLOS). Перед пуском стрелок наводит прицел на танк и визуально сопровождает его в течение 3-5 секунд. За этот период компьютер NLAW рассчитает необходимые параметры полета ракеты.
В систему заложен принцип «выстрелил – забыл», при котором после старта ракета наводится на цель самостоятельно. Причем, если стрелок целился в центр цели, ее траектория пройдет на метр выше поражаемого танка. В момент пролета над машиной детонация боевой части приводит к образованию огненной струи, пронизывающей цель сверху со скоростью 10 тыс. м/с.
Боевые свойства системы позволяют использовать NLAW и для уничтожения менее защищенных бронеобъектов или целей в укрытиях. При этом, применяется режим фронтальной атаки (Direct Attack, DA). Изменение режима боевого применения регулируется соответствующим переключателем. Полевые испытания показали, что на дальностях от 20 до 800 м вероятность поражения цели противотанковым средством NLAW с первого выстрела превышает 90 процентов.
По данным производителя, функциональные возможности NLAW вызывают «международный живой и постоянно растущий интерес» к изделию. В настоящее время противотанковый комплекс стоит на вооружении ВС Швеции, Финляндии, Великобритании и Люксембурга. Возможность приобретения системы рассматривается рядом стран НАТО.
https://invoen.ru/vvt/nlaw-protivotankovoe-sredstvo-novogo-pokolenija/ — link
Противотанковый ракетный комплекс «Джавелин»
Сама установка представляет собой переносной ракетный комплекс для поражения бронетехники и за редким исключением укрепленных позиций противника. Главной особенностью и плюсом FGM-148 Javelin является его модульность. В процессе эксплуатации этой установки неоднократно подвергались модернизации отдельные модули, при этом не затрагивалась полностью вся конструкция. Такой подход значительно дешевле, чем разработка и принятие на вооружение новых образцов оружия.
Помимо модернизации самой пусковой установки, не обходит прогресс стороной и боеприпасы, которые и отвечают за 90% эффективности применения оружия.
В качестве примера можно привести незаметность следа ракеты от места ее пуска, возможность ведения огня по низколетящим вертолетам, захват и ведение цели ракетой, возможность выбора поведения ракеты для поражения тех или иных целей.
Конструкция и принцип работы Джавелин
Сама пусковая установка отвечает за то, что происходит до выстрела, в то время как управляемая ракета уже корректирует свое поведение для того, чтобы попадание состоялось, и чтобы оно было эффективным. Попробуем разобраться более подробно.
При помощи пусковой установки производится захват цели, а также программируется поведение ракеты. В случае с ПТРК «Джавелин» вариантов поведения только два: попадание по прямой и попадание сверху. Для бронетехники используется как раз второй режим работы, так как верхняя часть тех же танков обычно наименее бронирована.
В случае с вертолетами рекомендуется использовать первый вариант, так как вращающиеся лопасти могут повлиять на поведение ракеты, и траектория ее полета уже будет мало предсказуемой. Точно такой же вариант работы ПТРК используется при поражении наземных объектов в виде укрепленных позиций противника.
Наведение ракеты на цель происходит за счет естественного инфракрасного фона объектов. С одной стороны, это дает огромное преимущество, так как после выстрела не нужно сопровождать цель для дополнительной корректировки ракеты, то есть можно выстрелить и сразу же спрятаться за укрытием или сменить позицию. С другой же стороны — это имеет и негативные последствия, поскольку в определенных ситуациях цель может сливаться своим инфракрасным фоном с окружающей средой или другими объектами, что ограничивает применение ПТРК, выстрел из которого обходится весьма недешево.
Отдельно стоит упомянуть и о системе охлаждения датчиков оружия, что необходима для их калибровки перед выстрелом. Несмотря на все ухищрения, не удалось получить долговременный эффект: фактически у оператора есть всего 4 минуты на то, чтобы произвести один выстрел. При этом не стоит забывать о времени, которое требуется системе для охлаждения ПНВ, если оружие применяется ночью.
Удалившись на безопасное для стрелка расстояние, американская ПТУР активирует свой основной двигатель, который разгоняет ее до нужных скоростей и позволяет добраться до цели на дистанции в 2000 метров. Этот момент решил и другую проблему – демаскировка позиции боевого расчета при выстреле следом от ракеты.
Преимущества и недостатки Джавелин
Если говорить о FMG 148 Javelin, то и с ним все далеко не гладко. В первую очередь совсем огорчает его стоимость. Хотя и есть понимание, что урон подобное оружие нанесет на большую сумму, игрушка все равно остается далеко не дешевой.
Отрицательные качества FMG 148:
- ПТРК имеет малое время работы блока охлаждения, которое составляет всего 4 минуты. При использовании в темное время суток, фактическое время возможности использования после активации сокращается до 30-90 секунд;
- Дневной прицел не всегда может быть использован даже в светлое время суток, если присутствуют такие помехи как туман, плотный дождь или снегопад;
- Ночной прицел, как и система наведения, используют инфракрасный фон объектов, при этом если разница между инфракрасным фоном цели и окружающей среды незначительна, то применение установки становится бессмысленным;
- Систему наведения могут обмануть объекты с высокой температурой, рядом с которыми может укрыться цель;
- Несмотря на то, что комплекс довольно легкий по меркам других моделей этого класса оружия, один солдат не способен переносить его на длительные расстояния, поддерживая высокий темп передвижения. То есть для транспортировки на дальние дистанции требуется транспортная помощь;
- Захват цели происходит при прямой видимости, при этом и сам стрелок становится заметен в процессе наведения установки.
- Дистанция применения — до 2000 тысяч метров, что с учетом корректировки ракеты в процессе полета, весьма внушительный показатель;
- Возможность выбора варианта поражения цели сверху или сбоку позволяет использовать комплекс для разных целей, выбирая наиболее эффективный вариант;
- Возможность использования как в дневное, так и в ночное время. Благодаря наличию ПНВ в самой установке, комплекс может быть использован не только по своему прямому назначению, но и для маркировки целей в условиях недостаточной освещенности;
- Возможность укрыться сразу же после пуска ракеты или сменить позицию, не дожидаясь самого попадания. Это явное преимущество перед теми ПТРК, в которых нужно удерживать на прицеле цель до тех пор, пока как ракета попадет по ней;
- Высокая скорострельность установки позволяет сделать до 3 выстрелов за две минуты, что для переносного противотанкового ракетного комплекса неплохой показатель;
- На данный момент нет серийно выпускаемой бронетехники, броня которой могла бы противостоять ракетам Джавелин, хотя и есть вполне достойные активные средства противодействия данному типу оружия;
- Модульность системы позволяет производить модернизацию отдельных узлов, а не всего комплекса в целом.
Технические характеристики
Общая масса снаряженного комплекса составляет 22,5 килограмма, при этом вес самой установки равен всего 6,4 килограмма, в то время как ракета весит 16,1 килограмма.
Дневной прицел имеет кратность 4, чего более чем достаточно для захвата таких крупных объектов, как танк, на расстояниях, свыше тысячи метров.
Ночной прицел имеет кратность 4,2.
Указывать скорость ракеты не имеет смысла, равно как и приводить примеры по времени ее подлета к цели. Причина это достаточно проста – траектория полета может быть не самой прямой, особенно в режиме попадания ракеты сверху.
Боевое использование системы «Джавелин»
Уже после первого боевого использования ПТРК стало понятно, что полигонные испытания не врали. Даже тяжелобронированная советская техника, которая ранее была предоставлена Советским Союзом другим странам, не выдерживала попаданий ракеты.
Современные танки с активной броней тоже не могли ничего противопоставить комплексу. Тем не менее ПТРК не может противостоять самым простым и эффективным методам защиты от ракет с самонаведением.
Например, плотная дымовая завеса не дает оператору захватить цель, распыление мелких металлических частиц при обнаружении летящей ракеты полностью маскируют танк и его инфракрасное излучение. Вопрос определения самой ракеты также остается открытым, так как тепловой след от двигателя позволяет определить не только наличие ракеты в воздухе, но и предсказать ее возможные цели.
Что касается непосредственно применения оружия самим расчетом, то опыт показал, что справиться с ПТРК может и один человек, однако, боевые расчеты комплектуются обычно из 2-3-х, так как масса комплекса и боеприпасов довольно большая.
https://militaryarms.ru/boepripasy/rakety/amerikanskij-protivotankovyj-kompleks-dzhavelin/ — link
Переносной зенитный ракетный комплекс «Стингер»
Переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) «Стингер» предназначен для поражения самолетов, включая сверхзвуковые, как на встречных, так и на догонных курсах, и вертолетов, совершающих полеты на малых и предельно малых высотах.
Разработке комплекса «Стингер» предшествовало проведение работ по программе ASDP (Advanced Seeker Development Program), начавшейся еще в середине 1960-х годов, незадолго до развертывания серийного производства ПЗРК «Рэд Ай», и имевшей целью теоретическую проработку и экспериментальное подтверждение осуществимости концепции комплекса «Рэд Ай-2» с ракетой, оснащенной всеракурсной инфракрасной ГСН. Успешное выполнение программы ASDP позволило министерству обороны США начать в 1972 году финансирование разработки перспективного ПЗРК, получившего наименование «Стингер» («Жалящее насекомое»).
Эта работа, несмотря на возникавшие в ходе ее выполнения трудности, к 1977 году была завершена, и фирма «Дженерал Дайнемикс» приступила к производству первой партии образцов.
МОДИФИКАЦИИ
Были разработаны три модификации ПЗРК: «Стингер» (базовая), «Стингер»-POST (Passive Optical Seeking Technology) и «Стингер»-RMP (Reprogrammable Microprocessor). Они имеют одинаковый состав средств, а также значения дальности стрельбы и высоты поражения цели, различаясь лишь головками самонаведения (ГСН), используемыми на зенитных ракетах FIM-92 модификаций А, В и С, соответствующих перечисленным выше трем модификациям ПЗРК. В настоящее время фирма «Рейтеон» (Raytheon) выпускает ракеты модификаций FIM-92D, FIM-92E Block I и FIM-92E Block II.
СОСТАВ КОМПЛЕКСА
ПЗРК «Стингер» всех модификаций состоит из следующих основных элементов:
- ЗУР в транспортно-пусковом контейнере (ТПК);
- оптический прицел для визуального обнаружения и сопровождения цели, а также приблизительного определения дальности до нее;
- пусковой механизм;
- блок электроснабжения и охлаждения с электрической батареей и емкостью с жидким аргоном;
- аппаратура опознавания «свой-чужой» AN/PPX-1 (электронный блок носится на поясном ремне стрелка-зенитчика).
Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка». В носовой части находятся четыре аэродинамические поверхности, две из которых являются рулями, а две другие остаются неподвижными относительно корпуса ЗУР. Для управления с помощью одной пары аэродинамических рулей ракета вращается вокруг своей продольной оси, а сигналы управления, поступающие на рули, согласуются с ее движением относительно этой оси.
Начальное вращение ракета приобретает за счет наклонного расположения сопел стартового ускорителя относительно корпуса. Для поддержания вращения ЗУР в полете плоскости хвостового стабилизатора, которые, как и рули, раскрываются при выходе ракеты из ТПК, установлены под некоторым углом к корпусу. Управление с помощью одной пары рулей позволило добиться существенного сокращения массы и стоимости аппаратуры управления полетом.
Твердотопливный двухрежимный маршевый двигатель Atlantic Research Mk 27 обеспечивает разгон ракеты до скорости, соответствующей числу М = 2,2, и поддержание относительно высокой скорости в течении всего ее полета к цели. Включение этого двигателя происходит после отделения стартового ускорителя и удаления ракеты на безопасное для стрелка-оператора расстояние (около 8 м).
Боевое снаряжение ЗУР массой около 3 кг состоит из осколочно-фугасной боевой части, взрывателя ударного действия и предохранительно-исполнительного механизма, обеспечивающего снятие ступеней предохранения взрывателя и выдачу команды на самоликвидацию ракеты в случае промаха.
В процессе боевой работы данные о целях поступают от внешней системы обнаружения и целеуказания или от номера расчета, ведущего наблюдение за воздушным пространством. После обнаружения цели стрелок-оператор кладет ПЗРК на плечо и наводит его на выбранную цель. Когда ГСН ракеты захватит ее и начнет сопровождать, включается звуковой сигнал и вибрационное устройство оптического прицела, к которому стрелок прижимается щекой, предупреждает о захвате цели. Затем нажатием кнопки разарретируется гироскоп.
Перед пуском оператор вводит необходимые углы упреждения. Указательным пальцем он нажимает на пусковую скобу, при этом начинает работать бортовая батарея. Выход ее на нормальный режим обспечивает срабатывание патрона со сжатым газом, который отбрасывает отрывной штекер, отключая питание от блока электроснабжения и охлаждения и включая пиропатрон запуска стартового двигателя.
Использование в Aфгaниcтaне
Cитуaция кapдинaльнo измeнилacь, кoгдa нa тeppитopию Aфгaниcтaнa пoпaли нoвeйшиe aмepикaнcкиe paкeты «Cтингep». Heбoльшaя 70-мм paкeтa былa вcepaкуpcнoй, a нaвeдeниe былo пoлнocтью пaccивным и aвтoнoмным. Maкcимaльнaя cкopocть дocтигaлa знaчeний в 2M.
Bceгo зa oдну нeдeлю иcпoльзoвaния c иx пoмoщью былo cбитo чeтыpe caмoлeтa Cу-25. Maшину нe мoгли cпacти тepмoлoвушки, a тpexкилoгpaммoвaя бoeвaя чacть былa вecьмa эффeктивнa пpoтив двигaтeлeй Cу-25 – в ниx пepeгopaли тpocы для упpaвлeния cтaбилизaтopaми.
B тeчeниe пepвыx двуx нeдeль бoeвыx дeйcтвий c иcпoльзoвaниeм ПЗPK «Cтингep» в 1987 гoду былo уничтoжeнo тpи Cу-25. Двa лeтчикa пoгибли. B кoнцe 1987 гoдa пoтepи cocтaвили вoceмь caмoлeтoв.
Пpи cтpeльбe пo Cу-25 xopoшo зapeкoмeндoвaл ceбя мeтoд «cмeщeния», нo oн был мaлoэффeктивeн пpoтив Mи-24. Oднaжды в coвeтcкий вepтoлeт пoпaл cpaзу двa «Cтингepa», пpичeм в oдин и тo жe двигaтeль, нo пoвpeждeннoй мaшинe удaлocь вepнутьcя нa бaзу.
Для зaщиты вepтoлeтoв иcпoльзoвaлиcь экpaниpoвaнныe выxлoпныe уcтpoйcтвa, кoтopыe cнижaли кoнтpacтнocть ИK-излучeния пpимepнo в двa paзa. Taкжe был уcтaнoвлeн нoвый гeнepaтop пoдaчи импульcныx ИK-cигнaлoв пoд нaзвaниeм Л-166B-11E. Oн увoдил paкeты в cтopoну, a тaкжe пpoвoциpoвaл лoжный зaxвaт цeли ГCH ПЗPK.
Ho у «Cтингepoв» были и cлaбыe cтopoны, кoтopыe cнaчaлa oтнecли к плюcaм. У пуcкoвoй уcтaнoвки был paдиoдaльнoмep, кoтopый oбнapуживaлcя лeтчикaми Cу-25, чтo пoзвoлялo иcпoльзoвaть лoвушки пpeвeнтивнo, увeличивaя иx эффeктивнocть. Душмaны мoгли иcпoльзoвaть «вcepaкуpcнocть» кoмплeкca тoлькo в зимний пepиoд, тaк кaк у paзoгpeтыx пepeдниx кpoмoк кpыльeв штуpмoвикoв нe xвaтaлo кoнтpacтнocти для пуcкa paкeты в пoлуcфepу cпepeди.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЗРК «СТИНГЕР»
- Зона поражения, м:
— по дальности (вдогон): 500-4750 (до 8 км для FIM-92E)
— по высоте: 3500 - Масса комплекса в боевом положении, кг: 15,7
- Стартовая масса ракеты, кг: 10,1
- Длина ракеты, мм: 1500
- Диаметр корпуса ракеты, мм: 70
- Размах стабилизаторов, мм: 91
- Масса БЧ, кг: 2,3
- Скорость полета ракеты, м/с: 640
https://warfor.me/perenosnoy-zenitnyiy-raketnyiy-kompleks-stinger/ — link