«Вторая жизнь» — общественная организация под таким названием стремительно наращивает в Японии свою популярность. Уход на пенсию в 65 лет стал для японцев началом «второй жизни» продолжительностью в 15-25 лет.
Население планеты стареет. За полвека число людей старше 65 лет увеличилось в мире более чем втрое. Если в развивающихся странах дети до 15 лет составляют половину населения, а пожилые люди — менее десятой части, то в индустриальных державах соотношение этих возрастных групп стало почти обратным.
Это наглядно видно на примере Японии. В 60-х годах, когда я работал в Токио, дети до 15 лет составляли 36% населения страны. Ныне же их доля сократилась до 13%. Тогда как число японцев старше 65 лет достигло 22% жителей. К 2050 году этого возраста достигнет каждый третий японец, а каждому седьмому будет за 80.
По средней продолжительности жизни (79 лет для мужчин, 85 — для женщин) Япония лидирует в мире. 20 тысяч ее жителей перешагнули столетний рубеж, причем половина из них родилась еще в ХIХ веке. К тому же японцы не только долго живут, но при этом остаются в добром здравии. По статистике ООН, этот показатель составляет 75 лет.
С другой стороны, люди трудоспособного возраста (15-65 лет) составляют ныне не 2/3, а всего 1/3 населения. Такое изменение демографической структуры создает непосильную нагрузку для социального обеспечения. Ведь одно дело, когда на каждого пенсионера приходится четверо работающих, и иное, когда лишь двое.
Пенсионеры лидируют по сбережениям
Японцы, как и китайцы, склонны откладывать из текущих доходов на старость примерно втрое больше, чем американцы или европейцы. Творцы японского экономического чуда, то есть люди старше 65 лет, превышающие 1/5 населения, имеют на своих счетах 2/5 всех личных сбережений.
Не случайно универмаги в Токио переориентировали свою коммерческую стратегию. Теперь их первые этажи отведены уже не новинкам молодежной моды, а дорогим товарам, которые могут привлечь покупателей почтенного возраста — вроде парчи ручной работы или сумок из крокодиловой кожи.
Состоятельных пенсионеров обхаживают и туристические фирмы. Завышенный обменный курс иены делает выгодными зарубежные поездки. Увезти своих подопечных на три месяца в Испанию обходится домам для престарелых дешевле, чем такой же срок содержать стариков в Японии. Изменение демографической структуры сказалось на составе японской семьи, повлияло на характер семейных отношений. Коэффициент рождаемости (количество детей у среднестатистической женщины детородного возраста) упал в Японии втрое — с показателя 3,6 до 1,2. А для простого воспроизводства нужно, чтобы он был не ниже, чем 2,2. Так что Японии грозит депопуляция. Уже к 2050 году ее население может сократиться с 127 до 100 млн, а к концу века до 60-70 млн.
Среди японок детородного возраста половина незамужних. В благополучной стране с наивысшей в мире номинальной зарплатой ежегодно появляется на свет 1 млн младенцев — лишь половина прироста трудных послевоенных лет, когда численность населения была на 1/3 меньше нынешней.
Японская система социального обеспечения отстает от американской и европейской. Но этот недостаток компенсировала конфуцианская традиция: «три поколения под одной крышей». Старший сын не только наследует отчий дом, но и должен гарантировать обеспеченную старость родителям.
Когда я работал в Японии в 60-х годах, такими были ¾ семей. Ныне же более половины молодоженов предпочитают жить отдельно от родителей.
В стране нынче 45 млн семей. Из них 11 млн — одиночки и пары, в 25 млн — по 3-4 человека и только в 9 млн семей по 5 и более человек.
Три условия для счастья
По заключению Японской медицинской ассоциации, пожилому человеку для счастья нужно три условия. Во-первых, быть здоровым. Во-вторых, экономически независимым. В-третьих, сохранять оптимистическое отношение к жизни, ощущать свою нужность близким людям, иметь друзей, разделяющих любимые увлечения.
Что касается здоровья японцев, то первое место по продолжительности жизни говорит само за себя. Ключевым фактором тут является традиционный рацион. Упор на овощи и фрукты, на растительное масло вместо животных жиров. Протеин преимущественно за счет рыбы и соевых бобов. Приоритет местным сезонным продуктам.
Японцы гордились тем, что им были практически неведомы сердечно-сосудистые заболевания. Их не беспокоили холестериновые бляшки. И вот оказалось, что пожертвовав традиционным рационом ради быстрой пищи, привычным режимом подвижности ради сидения за рулем или перед компьютером, они заплатили за это своим долголетием.
Самым разительным примером тут служит остров Окинава. Он издавна считался «краем долгожителей» среди 47 японских префектур. Но именно на Окинаве, где сосредоточено большинство расквартированных в Японии американских военнослужащих, был открыт первый в Японии «Макдоналдс». Нынче там уже 44 таких комбината по производству гамбургеров и жареного картофеля во фритюре. И островитяне теперь потребляют столько же животных жиров, сколько и американцы. В результате Окинава переместилась с первого на последнее место в Японии по долгожительству.
Кроме здоровья и экономической независимости, человеку преклонного возраста, тем более живущему отдельно от родственников, нужны любимые увлечения. У пожилых женщин в Японии по-прежнему популярны икебана и чайная церемония. У мужчин — кендо, каллиграфия, другие традиционные «изящные досуги» вроде увлечения гончарным искусством. Не выходят из моды кружки бальных танцев, где продолжают заниматься и те, кому за 70.
Наконец, поистине повальным увлечением японских пенсионеров стал туризм, в том числе экстремальный. Моя дочь-японистка дважды побывала на Северном полюсе, сопровождая туда в качестве гида-переводчика группы великовозрастных японских пенсионеров. Знакомый нашим полярникам ледокол «Ямал», переоборудованный в пятизвездочный отель, возит туда из Мурманска седовласых гостей из Японии.
Не допускать, чтобы с годами сужался привычный круг увлечений, круг друзей по интересам, — вот залог оптимистического взгляда на жизнь. А он, в свою очередь, обеспечивает психическое здоровье, которое в преклонном возрасте не менее важно, чем физическое.
Население развитых стран стареет. Доля пожилых людей неуклонно растет. Так что становится поучительным японский опыт адаптации к новым социальным вызовам века. Ведь пенсионеров надо не только кормить и лечить. Их надо чем-то занимать, развлекать. А это — новые рабочие места, новые возможности для инвестиций в растущий сектор специализированных услуг.
Источник