Никогда бы не подумал, что я, человек, который всю жизнь интересуется технологиями, на своём канале о настройках Android и смартфонах коснусь этой темы, но жизнь любит подкидывать сюрпризы.
Не прошло и недели, как один из моих родственников попался на удочку телефонных мошенников.
Ну, попался и попался, благо цена ошибки небольшая, суть не в этом.
Когда дело дошло до беседы, в которой я пытался успокоить и рассказать о всех возможных способах телефонного мошенничества, к своему удивлению я не нашёл ни одной полной инструкции, которую можно переслать и быть уверенным в том, что близкий человек будет защищён, а главное — поймёт принципы действий звонящих аферистов.
Так что, возможно, эта статья не станет популярной, но я хотя бы постараюсь принести пользу. Кратко, на понятном языке, без рекламы приложений, устаревших примеров и мифических страшилок.
Информируем, просим, настаиваем
Любой разговор с мошенником проходит по одному и тому же сценарию:
-
Сообщение о проблеме, которую нужно решить сейчас.
Неважно, будь то истекающий договор с оператором связи (как было в моём случае), долг, выигрыш, блокировка карты, выгодное предложение о покупке вашего товара на Avito, помощь с кредитом, назначение на флюорографию для ребёнка и так далее. Смысл всегда один — озадачить или заинтересовать.
-
Получение доверия.
Звонящий может назвать ваше имя и фамилию, последние цифры карты, факты посещения государственных учреждений (например, больниц), заявки на осмотр и ремонт газового оборудования — неважно.
Главное — дать вам понять, что человек обладает информацией, а значит, является должностным лицом или представителем компании (в зависимости от предлога).
В последнее время появился ещё один сценарий: общение происходит с роботом (по статистике, к ним больше доверия), который просит отвечать в формате «Да» или «Нет».
Впоследствии робот переводит разговор оператору, который продолжает «помогать» решить вопрос уже «тёпленькому» клиенту.
-
Выяснение персональных данных.
Кульминация и настоящая цель любого телефонного мошенника — ваши данные: коды из СМС, телефонные номера, пароли, данные паспорта или других документов.
Как распознать мошенника?
Если трубка была снята и у вас появляется подозрение (а оно должно быть всегда), есть несколько правил, которые помогут вам выявить истинные намерения звонящего:
-
Звонок шумный, слышны посторонние разговоры, так как чаще всего роль «офиса» телефонных мошенников выполняет типовая квартира.
Плохое качество связи практически отсутствует при звонке от реального должностного лица.
-
Звонящий невнятно представляется и сразу переходит к реализации своего сценария.
После того как звонящий представится, скажите: «Позвольте записать ваши данные. Подождите, возьму ручку и лист бумаги.»
Если мошенник всё же ещё раз назовёт свою должность и ФИО, попросите перезвонить через 5 минут, чтобы проверить полученные данные в той организации, из которой якобы поступил звонок.
-
При попытке уточнить данные звонящий увиливает или повторяет свой вопрос/информацию.
На примере моего близкого разговор должен был выглядеть так:
-
«У вас заканчивается договор, нужно ваше подтверждение...»
-
«Мне нужно убедиться, что вы не мошенник. Скажите номер договора, когда он заключён, на чьё имя, назовите дату и место моего рождения.»
Цель — проверить объём имеющихся данных. Если звонок реальный, предоставить информацию не составит труда, а у мошенников она всегда ограничена.
К тому же при ответе на звонок никогда не говорите слово «Да», лучше использовать: «Слушаю»
В целом лучше как можно меньше говорить и давать утвердительные ответы. Вместо слова «Да» в процессе разговора лучше подходят: «Возможно», «Наверное», «Может быть».
Как противостоять телефонным мошенникам?
-
Установите любое приложение для фильтрации звонков (рекламировать что-либо не хочу, в комментариях люди подскажут, какое лучше).
-
Если звонит неизвестный номер, его не нужно сбрасывать (перезвонят). Лучше снять трубку и выключить микрофон на смартфоне.
-
Разговаривать с мошенниками с целью задержать их на линии не стоит, так как в процессе длительных разговоров ваш голос может быть использован для последующей имитации с помощью ИИ (примеры уже есть).
-
Если возникает подозрение в чистоте намерений звонящего, самый универсальный ответ: «Информацию получил, спасибо, подъеду в организацию лично и решу вопрос.»
-
Не отвечайте на СМС с незнакомых номеров, не переходите по ссылкам (в мессенджерах тоже) даже с целью интереса.
Личный пример: Сообщение от неизвестного пользователя в мой Telegram: «Почему не сказал что был там? Встретились бы как раньше» (ссылка на фото).
Звонят и сбрасывают. Зачем?
Причины две:
-
Проверить, активен ли номер, для последующего «живого» звонка.
-
Надежда, что вы перезвоните, и общение завяжется по вашей инициативе.
Если вы видите пропущенный вызов (который не определился как подозрительный вашим смартфоном), откройте главную страницу Яндекса и скопируйте в поисковую строку неизвестный номер.
В большинстве случаев система подскажет и отметит звонок как нежелательный.
Вместо итога
Изначально я хотел уместить в статью реальные примеры, которых полно у моих знакомых и родственников, но понял, что сценарии всегда меняются, и всю картину не увидишь, поэтому ограничился советами и мелочами, на которые стоит обратить внимание.
Если вы столкнулись с мошенниками или знаете, как их обезвредить, поделитесь своим опытом. Возможно, ваш совет спасёт чьи-то деньги или нервы.