Кто звонил: нужно ли отвечать и как поставить телефонных мошенников в тупик

0
243

 

Никогда бы не подумал, что я, человек, который всю жизнь интересуется технологиями, на своём канале о настройках Android и смартфонах коснусь этой темы, но жизнь любит подкидывать сюрпризы.

Не прошло и недели, как один из моих родственников попался на удочку телефонных мошенников.

Ну, попался и попался, благо цена ошибки небольшая, суть не в этом.

Когда дело дошло до беседы, в которой я пытался успокоить и рассказать о всех возможных способах телефонного мошенничества, к своему удивлению я не нашёл ни одной полной инструкции, которую можно переслать и быть уверенным в том, что близкий человек будет защищён, а главное — поймёт принципы действий звонящих аферистов.

Так что, возможно, эта статья не станет популярной, но я хотя бы постараюсь принести пользу. Кратко, на понятном языке, без рекламы приложений, устаревших примеров и мифических страшилок.

Информируем, просим, настаиваем

Любой разговор с мошенником проходит по одному и тому же сценарию:

  • Сообщение о проблеме, которую нужно решить сейчас.

Неважно, будь то истекающий договор с оператором связи (как было в моём случае), долг, выигрыш, блокировка карты, выгодное предложение о покупке вашего товара на Avito, помощь с кредитом, назначение на флюорографию для ребёнка и так далее. Смысл всегда один — озадачить или заинтересовать.

  • Получение доверия.

Звонящий может назвать ваше имя и фамилию, последние цифры карты, факты посещения государственных учреждений (например, больниц), заявки на осмотр и ремонт газового оборудования — неважно.

Главное — дать вам понять, что человек обладает информацией, а значит, является должностным лицом или представителем компании (в зависимости от предлога).

В последнее время появился ещё один сценарий: общение происходит с роботом (по статистике, к ним больше доверия), который просит отвечать в формате «Да» или «Нет».

Впоследствии робот переводит разговор оператору, который продолжает «помогать» решить вопрос уже «тёпленькому» клиенту.

  • Выяснение персональных данных.

Кульминация и настоящая цель любого телефонного мошенника — ваши данные: коды из СМС, телефонные номера, пароли, данные паспорта или других документов.

Как распознать мошенника?

Если трубка была снята и у вас появляется подозрение (а оно должно быть всегда), есть несколько правил, которые помогут вам выявить истинные намерения звонящего:

  • Звонок шумный, слышны посторонние разговоры, так как чаще всего роль «офиса» телефонных мошенников выполняет типовая квартира.

Плохое качество связи практически отсутствует при звонке от реального должностного лица.

  • Звонящий невнятно представляется и сразу переходит к реализации своего сценария.

После того как звонящий представится, скажите: «Позвольте записать ваши данные. Подождите, возьму ручку и лист бумаги.»

Если мошенник всё же ещё раз назовёт свою должность и ФИО, попросите перезвонить через 5 минут, чтобы проверить полученные данные в той организации, из которой якобы поступил звонок.

  • При попытке уточнить данные звонящий увиливает или повторяет свой вопрос/информацию.

На примере моего близкого разговор должен был выглядеть так:

  1. «У вас заканчивается договор, нужно ваше подтверждение...»
  2. «Мне нужно убедиться, что вы не мошенник. Скажите номер договора, когда он заключён, на чьё имя, назовите дату и место моего рождения.»

Цель — проверить объём имеющихся данных. Если звонок реальный, предоставить информацию не составит труда, а у мошенников она всегда ограничена.

К тому же при ответе на звонок никогда не говорите слово «Да», лучше использовать: «Слушаю»

В целом лучше как можно меньше говорить и давать утвердительные ответы. Вместо слова «Да» в процессе разговора лучше подходят: «Возможно», «Наверное», «Может быть».

Как противостоять телефонным мошенникам?

  • Установите любое приложение для фильтрации звонков (рекламировать что-либо не хочу, в комментариях люди подскажут, какое лучше).
  • Если звонит неизвестный номер, его не нужно сбрасывать (перезвонят). Лучше снять трубку и выключить микрофон на смартфоне.

  • Разговаривать с мошенниками с целью задержать их на линии не стоит, так как в процессе длительных разговоров ваш голос может быть использован для последующей имитации с помощью ИИ (примеры уже есть).
  • Если возникает подозрение в чистоте намерений звонящего, самый универсальный ответ: «Информацию получил, спасибо, подъеду в организацию лично и решу вопрос.»
  • Не отвечайте на СМС с незнакомых номеров, не переходите по ссылкам (в мессенджерах тоже) даже с целью интереса.

Личный пример: Сообщение от неизвестного пользователя в мой Telegram: «Почему не сказал что был там? Встретились бы как раньше» (ссылка на фото).

Звонят и сбрасывают. Зачем?

Причины две:

  1. Проверить, активен ли номер, для последующего «живого» звонка.
  2. Надежда, что вы перезвоните, и общение завяжется по вашей инициативе.

Если вы видите пропущенный вызов (который не определился как подозрительный вашим смартфоном), откройте главную страницу Яндекса и скопируйте в поисковую строку неизвестный номер.

В большинстве случаев система подскажет и отметит звонок как нежелательный.

Вместо итога

Изначально я хотел уместить в статью реальные примеры, которых полно у моих знакомых и родственников, но понял, что сценарии всегда меняются, и всю картину не увидишь, поэтому ограничился советами и мелочами, на которые стоит обратить внимание.

Если вы столкнулись с мошенниками или знаете, как их обезвредить, поделитесь своим опытом. Возможно, ваш совет спасёт чьи-то деньги или нервы.

https://ok.ru/dzen/article/Z07X3LYSVQwAGJ4O — link

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here