Служивые быстро приспосабливаются, а вот гражданским, тем более резко попавшим в новые реалии прифронтовой зоны, сложнее. Это элементарные базовые правила безопасности для них по раскладам на конец 2024, 2025 год.
Бытность без чётких общепризнанных границ – это реальность для мира на протяжении тысячелетий Истории. Только морские побережья и отчасти горы гарантировали статус-кво, да и то, с исключениями. Для России, как величайшей континентальной Империи, «дышащие фронтиры» по сухопутным участкам периметра, были естественны многие сотни лет. И мы возвращаемся в эту реальность постЯлтинско-Потсдамской и даже постВестфальской систем…
Даже в этой, по сути, старой реальности, появилось много нового с точки зрения техники. У наших оппонентов, вместо конных лучников или тяжёлых рыцарей — артиллерия, ракеты и дроны. Пока что проблемы наблюдаются только на юго-западном рубеже России, но не исключено, что они возникнут и в других местах: в Прибалтике, на Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
«Грады» прилетают... Жизнь к такому готовила немногих... (кадр из открытых источников).
Основные угрозы близ зоны боевых действий
Основные угрозы в ближних и не очень тылах рядом с зоной боевых действий:
-
Ударные БпЛА противника. FPV-дроны, малые и большие коптеры со сбросами.
-
Удары артиллерии. Обычная ствольная, реактивные системы залпового огня (РСЗО), ракеты с кассетной боевой частью. Удары авиации (планирующие авиабомбы, те же ракеты).
-
Мины и прочие взрывоопасные предметы. Включая дроны или их боевые части, суббоеприпасы кассет, которые могут сработать, как мины.
Суббоеприпасы из кассетной части ракеты ATACMS. Взрывоопасные предметы, которые можно встретить даже в весьма глубоких тылах (фото из открытых источников).
-
Неразорвавшиеся боеприпасы. Впрямую могут быть неопасны, но при глубоком вмешательстве – вполне. Так что при обнаружении не собирать, не тащить домой, не пытаться разбирать или швырять в костёр…
В прифронтовой полосе много военных, прочих силовиков, блок-постов, проверок. Вооружённые люди, пусть даже свои – это фактор повышенного риска.
Так что нужно проявлять максимальную адекватность, сдержанность, иметь документы наготове. Вести спокойный диалог, ни в коем случае не проявлять агрессии, иначе можно выхватить проблем на ровном месте.
Правила при движении на автомобиле в зонах повышенной опасности
Не пристёгиваться ремнями безопасности. Тут приходится делать сложный выбор и идти против правил в нормальных условиях. Выше риски травм при аварии. Зато без пристёгнутых ремней можно быстро покинуть транспорт, увидев пикирующий на вас дрон. Или при артобстреле. Выбраться из поражённой, горящей машины.
Следить за небом. Не в ущерб контролю дороги. При обнаружении дрона стараться менять скоростной режим, рвать темп, маневрировать. Принимать решение, исходя из обстановки: пытаться отрываться в рваном темпе, пока дрон не упадёт; скрыться в каком-то повороте, где оператору дрона будет сложнее вас преследовать, видеть; либо срочно останавливаться и выскакивать из машины перед атакой.
Приоткрыть окна, слушать воздух. С этой же целью не включать музыку.
Радио тоже не желательно. Но если это важно в меняющейся обстановке, то тихо, а лучше чтобы его мониторил пассажир в наушник.
По возможности проконсультироваться с военными, волонтёрами и приобрести себе актуальный дрон-детектор.
Детекторы дронов: «Булат» и ZOV (фото из открытых источников).
Не останавливаться без необходимости. Очевидно, подвижная мишень труднее поражается, чем статичная.
При остановке быстро выходить из машины, и также быстро садиться и ехать. Не сидеть в автомобиле просто так вне надёжных укрытий и мест, где вас не видно с воздуха.
Иметь при себе аптечки первой помощи нескольких эшелонов. Важно! Ключевые кровоостанавливающие средства (жгуты, турникеты, перевязочные пакеты) в быстром доступе. Лучше больше, чем меньше. Если что и себе поможете, и поделитесь с пострадавшими, кого встретите.
Не наезжать колесом на предметы на дороге, вдруг мина. Также не пропускать предметы между колёс (может быть магнитная мина, реагирующая на металл, сброс с дрона или кассетная).
Мина ПТМ-3 противника на дороге в зоне боевых действий. На таких минах меняют взрыватель, ставят специальные платы, реагирующие на движение, на перемены магнитного поля. Очень опасны. Нельзя их брать, двигать, приближаться с большим количеством металла на себе, проезжать на автомобиле над или совсем рядом с ними... (фото из открытых источников).
Не вести фото-видео съёмку объектов, связанных с военными и прочими силовиками, а также их самих. Даже без вашего ведома к некоторым таким записям противник может получить доступ через интернет. Съёмка, регистратор в машине, вызовет нервную реакцию, вопросы у силовиков и потенциальные проблемы.
Правила при движении пешком на участках повышенной опасности
Минимизировать движение по открытым участкам. Лучше если длительный маршрут можно пересечь короткими перебежками с укрытиями. Если такой возможности нет, лучше 10 раз подумать, стоит ли.
Не находиться в статике подолгу вне укрытий.
Избегать скоплений людей на открытом пространстве, кучкования.
Следить за небом и слушать. С опытом можно своевременно засекать дроны визуально или их жужжание. Реагировать на начавшийся артобстрел (выходы, приходы).
Смотреть под ноги. Не наступать ни на какие подозрительные предметы. Мина, боеприпас-сброс может быть замаскирован под обычные объекты местности, мусор (пакеты, трава, элементы одежды, шкуры животных и т.п.).
Мина ПТМ-3, сброшенная противником с крупного дрона. Маскировка травой (фото из открытых источников).
Мина, сброшенная с коптера, замаскированная сухой травой. Наверняка имеет магнитный неконтактный датчик цели. Очень опасна! (фото из открытых источников).
Не поднимать, не двигать предметы, которые сами не клали. Быть постоянно сконцентрированными в этом плане. Не совершать необдуманных действий «на автомате».
Постоянно искать глазами потенциальные укрытия и планировать кратчайший маршрут туда. Чтобы при резко нагрянувшей опасности не метаться, а сразу уходить за подмеченное препятствие, падать в углубление.
Не закрывать уши наушниками, музыкой, чтобы слышать воздух.
Осуществлять связь лишь из укрытий, не на ходу.
Подолгу не разговаривать по телефону. Особо активные абоненты тоже могут стать объектом интереса для удара противника.
Не проводить фото-видео съёмку военных, их техники, объектов. Всё, как и в случае с движением на авто.
Действия при выявлении дрона в небе
При обнаружении дрона на звук (детектором) или визуально, постараться быстро найти и занять укрытие.
FPV-дрон в полёте (кадр из открытых источников).
Лучшее укрытие – это капитальное строение, какие-то подземные коммуникации. Главное уйти из поля видимости оператора дрона. Но и возможность сдержать удар просто в стену – важный фактор.
Оказавшись в укрытии не приближаться к окнам, дверям. Не забывать о том, что дрон может залететь во внутрь, поэтому не находиться на траекториях прямого сквозного пролёта через окна, двери.
Повреждения дома в Белгороде от атаки дронов противника. Остекление где-то выбило, где-то нет, небольшой ремонт, и будет, как новенький (фото из открытых источников).
Если нет капитального строения, занимать любое имеющееся укрытие. Ключевое – скрыться из виду. Следует помнить про возможное наличие тепловизионного канала у камеры БпЛА. Так что нужно скрыться не только визуально, а и в смысле инфракрасного излучения, тепла от тела. Чем-то укрыться, какой-то изоляцией. Существуют специальные накидки, но и подручные средства можно подобрать: спасательное фольгированное одеяло, какой-то утеплитель.
Пережидать. Чтобы оператор дрона утратил интерес к вам, либо ударил в другую цель. Обычно спустя 20-30 минут дрон удалится, сугубо по техническим причинам. Воспользовавшись паузой – улучшать свою позицию, уходить из опасной зоны, переместиться в капитальное укрытие.
Выжидать 20-30 минут обязательно, даже если был слышен взрыв рядом. Дронов могло быть несколько.
Не пытаться сбивать дрон подручными средствами.
Если у вас с собой гладкоствольное ружьё и навыки – то вы в советах не нуждаетесь, и так знаете, что делать.
Скорее всего, это не так. Поэтому более выгодная стратегия – скрыться, переждать. А не вызвать взрыв FPV-дрона рядом с собой, от броска «условного валенка», и с большой вероятностью получить осколочные ранения, контузию…
Бойцы мчат в прифронтовой зоне на мото-вездеходе. За ними FPV-дрон. На обочине подбитая БМП, которой не помогла допзащита... (фото из открытых источников).
Если укрытий нет совсем – надежда только маневрировать, менять направление, скорость. При счастливом стечении обстоятельств FPV-дрон промахнётся.
Особенно эффективны резкие движения, когда «камикадзе» перешёл на пикирование. Увы, это хорошо понятно со стороны, а когда ты мишень, и это в первый раз… Оператор может просто глумиться, менять скорость, летать кругами…
Если дрон упал и не взорвался, то нельзя к нему приближаться, пытаться брать в руки, толкать ногами. Там могут быть разные варианты самоликвидаторов. То же самое с найденным дроном, упавшим не при вас. Нужно вызывать МЧС, если есть такая возможность.
FPV-дрон с боевой частью, кумулятивной гранатой от РПГ-7. Упал, подавленный средствами РЭБ (фото из открытых источников).
После исчезновения опасности с воздуха (дрон улетел), при покидания укрытия внимательно смотреть под ноги, поскольку коптер мог сбросить мины.
Мина с кассетной дистанционной доставкой ПФМ-1 «Лепесток» коварно притаилась в траве (фото из открытых источников).
Мины ПМН-4 и ПМН-2, противопехотные нажимного действия. Замаскированы и сброшены с коптера (фото из открытых источников).
Действия при артиллерийском обстреле
Зависят от обстоятельств, в которых застал.
САУ «Гвоздика» ведут артобстрел (фото из открытых источников).
На открытой местности
Звуки прилётов артиллерийских мин, снарядов, ракет (свист, вой, собственно разрывы). Следует падать прямо на месте, лицом вниз, по возможности заняв ближайшее углубление, понижение рельефа. Нужно приоткрыть рот (чтобы не так контузило от близкого прилёта). Закинуть руки за шею, прикрыв её и нижнюю часть головы. Локти на сколько получается прижать к телу, прикрыв плечами область грудной клетки с боков (сердце, лёгкие). Так, хоть как-то защищают жизненно важные органы.
Если прилётов пока не последовало, можно осмотреться, не меняя положения, подыскать лучшее укрытие, более глубокую впадину, препятствие. И переместиться: перекатиться, проползти, максимально понижая силуэт. Условно, с середины дороги за бордюр, в траншею, канаву, водосточную трубу под дорогой, что-то такое.
Под условным мостом даже ракетный обстрел не так страшен. Капитальные строения и объекты – лучшая защита (фото из открытых источников).
У стен строений укрываться опасно, поскольку может накрыть осколками стёкол, обломками стройматериалов, если прилёт придётся в здание или рядом.
Последствия прилёта авиабомбы (нашей), по располаге противника. Хорошо видно, что под таким зданием укрываться не варинт, получить кучу стекла и битого кирпича на себя... (фото из открытых источников).
В строении
Если есть подвал, погреб, подпол – спуститься туда.
Отойти от окон, дверей. Взрывом может создать поток осколков стекла, или буквально зашибить сорванными дверьми.
Оптимальная позиция: сесть на пол у несущей стены в глубине здания (подвала). Чтобы со всех сторон от окон, дверей и наружных стен вы были перекрыты другими стенами, желательно несущими, насколько это возможно.
Здесь то и понадобятся навыки строителя или ремонтоголика, выявлять несущие стены…
При наличии понимания направления обстрела, сместиться в противоположную часть здания.
Обстрел города. В данном случае ТЭС Киева. А никто и не обещал, что стремление в НАТО и ЕС пройдёт без последствий... (фото из открытых источников).
Держаться подальше от нагромождений мебели, мусора, стекла. Их может швырнуть на вас взрывной волной, привалить, ранить осколками.
В авто
При первых прилётах остановиться у обочины, покинуть салон ползком или выкатиться. Отползти от автомобиля. Дальше действовать по схеме, как на открытой местности (смотреть выше).
Автомобиль, посечённый осколками от артобстрела (фото из открытых источников).
Изрешечённые осколками машины гражданских у дороги в зоне боевых действий (фото из открытых источников).
В машине, хоть статичной, хоть на ходу, хоть под машиной – значительно опаснее. От арты это не защита. А потенциальная детонация, возгорание топлива, не самый низкий силуэт – дополнительные факторы риска.
Пожарный тушит остов уничтоженного авто. След прилёта рядом (фото из открытых источников).
На общественном транспорте
Упасть на пол, или хотя бы опустить силуэт ниже окон. Если водитель впал в ступор и пытается куда-то дальше ехать, постараться донести до него требование остановиться у обочины. Не поддаваться панике, и по возможности гасить её у окружающих (как не спрашивайте, по обстановке). После выхода из транспорта: по схеме выше, понижаем силуэт, отползаем к укрытию.
Выгоревшие троллейбусы в Мариуполе. Их использовал противник для перекрытия улиц, затруднения продвижению Армии России и НМ ДНР (фото из открытых источников).
После завершения обстрела
Осмотреть себя и ближних на предмет ранений. На адреналине это сразу можно не понять.
При нахождении в здании осмотреть его на предмет пожара, чтобы вовремя выбраться и затем вызывать МЧС.
При движении по строению и при выходе на улицу – смотреть под ноги. Там могут быть мины, суббоеприпасы кассетных снарядов или ракет.
Суббоеприпасы кассетной боевой части американской ракеты ATACMS на дороге в Севастополе... (фото из открытых источников).
Суббоеприпасы кассетных реактивных снарядов РСЗО «Ураган» или «Смерч» (фото из открытых источников).
Оказывать, в меру сил, помощь и поддержку окружающим.
Не заниматься фото-видео фиксацией результатов обстрела… Не говоря уж о том, чтобы отправлять это в сеть…