Тонкости досрочного выхода на пенсию

0
1008

 

Кому положен досрочный выход на пенсию при отработке определенного стажа?

Согласно п. 1 и 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона (Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины)), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона о страховых пенсиях по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам;

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона о страховых пенсиях по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона о страховых пенсиях применяются:

а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:

— список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991  № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

— список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», — для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

К сожалению, автор вопроса не уточнил, о какой целлюлозе идет речь (производство хлопковой целлюлозы и коллоксилина, бумажной целлюлозе, производство карбоксиметилцеллюлозы, бризола и релина). Поэтому приведем дословно бумажно-целлюлозное производство (цифры – коды профессий).

В разд. XXI «Целлюлозно-бумажное и деревообрабатывающее производство» (22300000) Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», из руководителей и специалистов (2230200б) упоминаются только мастера и старшие мастера, занятые в производстве синтетических клеящих красок и смол (2230200б-23187). Начальников смен в списке нет. Хотя сама должность «начальник смены» как таковая в списках упоминается, но в других разделах, например, в разд. XXIII «Производство медикаментов, медицинских и биологических препаратов и материалов» (22500000).

https://pravo.rg.ru/rubrics/question/11401/ — link

Страховая пенсия по старости военному пенсионеру

При назначении пенсии по старости военнослужащему будут учитываться положения федеральных законов от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и др.

При этом должны быть соблюдены следующие условия.

  1. Возраст. Достижение 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Отдельным категориям лиц страховая пенсия по старости может быть установлена раньше пенсионного возраста, если выполнены условия для досрочного назначения (трудовая деятельность в тяжелых условиях или на Севере).
  2. Стаж. Наличие минимального страхового стажа, который не учитывается при установлении содержания по линии Минобороны России (в 2018 году — 9 лет), или наличие необходимого трудового стажа для досрочной страховой пенсии.
  3. Пенсионные баллы. Наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). В 2018 году эта сумма должна равняться 13,8 баллам.

Чернобыльская пенсия

Назначение пенсии гражданам, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном обеспечении). 

Согласно п. 3, 4 ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении для данной категории устанавливается два вида пенсии:

1) пенсия по старости;

2) пенсия по инвалидности.

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации регулируется федеральными законами от 15.12.2001  № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Правоотношения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регламентированы нормами Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, производится в порядке, установленном законодательством Ф для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Таким образом, военнослужащий (военнообязанный), призванный на специальные сборы и привлеченный в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, по своему правовому статусу может рассматриваться либо в качестве участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо в качестве военнослужащего.

Согласно нормам пп. 1 п. 3 ст. 3 3акона о пенсионном обеспечении гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами ст. 15 Закона о пенсионном обеспечении и трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Право указанных лиц на досрочную трудовую пенсию по старости урегулировано положением пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона«О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Исходя из изложенного, военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в 1986—1987 годах в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, являющиеся получателями государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Законам о пенсионном обеспечении, имеют право на установлении второй трудовой пенсии по старости по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Гражданин является ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и имеет инвалидность II группы (бессрочно) с причиной «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на ЧАЭС». К моменту обращения за назначением второй пенсии — трудовой пенсии по старости заявитель достиг возраста 50 лет, имеет страховой стаж менее 25 лет (имеется 13 лет 4 месяца 18 дней, с учетом п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет 15 лет 8 месяцев 8 дней), следовательно, право на одновременное установление двух пенсии отсутствует.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о пенсионном обеспечении и п. 1 ст. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременное право на различные пенсии в соответствии с законодательством в РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, как правило, в наиболее высоком размере.

В частности, ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 года предоставлено право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением положений ст. 30 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста выхода на пенсию в зависимости от года участия в работах по ликвидации последствий Чернобыльской АЭС (с уменьшением общего возраста на пенсию на 10 лет и наличии трудового стажа не менее 5 лет).

Таким образом, право на одновременное назначение двух пенсий может возникнуть в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. З Закона о пенсионном обеспечении: трудовой пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и государственной пенсии по инвалидности вследствие военной травмы ЧАЭС в соответствии с нормамЗ акона о пенсионном обеспечении в порядке, предусмотренном ст. 29 Закона РФ  «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Заявитель должен достигнуть возраста 55 лет и иметь страховой стажа не менее 25 лет, дающих право на одновременное получение двух пенсий инвалидам вследствие военной травмы.

Подсчет стажа для пенсии работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Сложность подсчета специального (льготного) трудового стажа для оформления пенсии и соотношения его со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях заключается в периодическом изменении пенсионного законодательства.

Очередная смена законодательства произошла в связи с тем, что с 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ). В ч. 3 ст. 36 этого закона предусматривается следующее: «Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону».

Поскольку новый закон не называет конкретных статей старого закона, не подлежащих применению, а лишь «оценочно» определяет направление (нормы, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и подлежащие применению в целях определения размеров страховых пенсий), то выявить нужные нормы с применением общих юридических правил непросто.

В Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) содержалась специальная ст. 28.1, определявшая порядок суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Так, согласно п. 1 ст. 28.1 Закона № 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 7–14 ст. 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с п. 6–9 ст. 15 этого закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1–10 и 16–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством РФ.

В силу п. 2 ст. 28.1 Закона № 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1–10 и 16–18 п. 1 ст. 27 данного закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

К сожалению, в упомянутые пункты не попал пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В Законе № 400-ФЗ аналогичные правила предусмотрены в ст. 33.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона № 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ст. 17 этого закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1–10 и 16–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 1–10 и 16–18 ч. 1 ст. 30 этого закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

На основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В постановлении Правительства РФ от 14.07.2014 № 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1–10 и 16–18 части 1 статьи 30 Федерального закона „О страховых пенсиях“» установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 и 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ст. 17 этого закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 1–10 и 16–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ. В случае если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с п. 2 и 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в районах Крайнего Севера, специальные стажи не суммируются.

Однако в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 06.03.2015 № 33-554/2015 судьи пришли к выводу, что два льготных стажа – лечебная деятельность и работа в сельской местности (в нашем случае – работа в районах Крайнего Севера) – суммируются.

В любом случае обратитесь с запросом (заявлением) в территориальное управление Пенсионного фонда РФ для получения официального ответа.

Условия досрочного выхода на пенсию по возрасту для медработников

Главным условием для досрочного выхода на пенсию можно назвать только правильно учтенный рассчитанный льготный трудовой стаж работы в учреждениях здравоохранения и количество пенсионных баллов (определены Федеральным законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.) в Пенсионном фонде:

· 25 лет и более работы в сельской местности и поселках городского типа или 30 лет и более работы в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста*;

· 16,2 пенсионных балла – необходимое количество для оформления выхода на пенсию в 2019 году (13,8 – в 2018 году).

Следует отметить, что в связи с изменениями в пенсионном законодательстве с 1 января 2019 году, страховая пенсия медработникам, имеющим право на ее получение независимо от возраста, в 2019 году назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение). В соответствии с проводимой пенсионной реформой, начиная с 2019 года, работников сферы здравоохранения ждут следующие изменения:

· С 2018 по 2020 год необходимый стаж для выхода на пенсию будет увеличиваться на квартал каждый год.

· С 2020 по 2022 необходимый стаж будет увеличиваться на полгода.

Льготы при исчислении трудового стажа медработников

При исчислении льготного стажа медработников определяющее значение имеет их категория, конкретные условия их работы и место трудовой деятельности, а не форма собственности данных учреждений. Так, например, для операционных хирургов и медсестер, среднего медицинского персонала травматологий, хирургий, задействованных в осуществлении гнойных перевязок, реаниматологов и анестезиологов, патологоанатомов и судмедэкспертов 1 год работы засчитывается в стаж как 1 год и 6 месяцев. Для медработников сельской местности или поселков городского типа 1 год работы засчитывается как 1 год и 3 месяца.

Льготы в стаже могут суммироваться, например, для обозначенных категорий специалистов, работающих в сельской местности, или при совмещении должностей, когда по одной из них выработалось достаточное количество стажа для получения льготы (1 год работызасчитывается в стаж как 1 год и 9 месяцев).

Будущим пенсионерам-медикам необходимо иметь в виду, что при расчёте льготного стажа учитываются только полные ставки в организациях здравоохранения вне зависимости от их клинического профиля, ведомственного или территориального признака. То есть, к примеру, гражданин, работающий врачом на полставки, должен понимать, что данный трудовой стаж не будет зачислен в льготный, и права досрочного назначения страховой пенсии по старости у него не будет. Исключение составляет работа по совместительству в нескольких медицинских учреждениях.

https://www.youtube.com/watch?v=szPP8JFytCI

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here