История сбитого над Уралом летчика Френсиса Пауэрса

0
1944

 

1 мая 1960 года в небе над Свердловском был сбит американский самолет-шпион Lockheed U-2, осуществляющий разведывательный полет над территорией СССР.

Летчик Френсис Гэри Пауэрс был взят в плен.

Летчик Френсис Гэри Пауэрс на суде

США начали проводить разведывательные полеты над территорией СССР с 1956 года. Для этого использовались самолеты U-2 с мощной фототехникой для съемки секретных объектов.

Полеты осуществлялись на высоте 19–21 км. По версии американских военных, на тот момент U-2 были недостижимы для советских истребителей и ракет. До полета Пауэрса самолеты U-2 вторгались в воздушное пространство СССР не менее 20 раз.

22 ноября 1960 года, Фрэнсис Гарри Пауэрс в специальной экипировке для длительных полетов в стратосфере. Фото: РИА Новости.

Ф.Г. Пауэрс был самым опытным лётчиком в отряде. До прихода в ЦРУ он пилотировал F-84G Thunderjets. На U-2 Пауэрс имел самый большой налёт и 27 раз вторгался в воздушное пространство других стран, в том числе 6 раз Советского Союза. В рамках программы «Перелёт» маршрут самолёта-шпиона пролегал над ракетным полигоном Тюратам (Байконур), над Челябинском, южнее Свердловска (г. Кыштым, завод «Маяк»), северо-западнее Кирова, на север через Плесецк, Северодвинск, северо-западнее Кандалакши, на север к Мурманску с посадкой в Будё (Норвегия).

Аэрофотоснимок с самолёта разведчика U-2 (США) 1-й площадки полигона Тюра-Там (Байконур) в Казахстане (СССР), 1960 г. Фото из интернета.

В Лэнгли не знали точных боевых характеристик ЗРК С-75 и Пауэрса убедили, что на высоте 20 км он может себя чувствовать в полной безопасности. Маршрут был проложен в обход известных американской разведке позиций зрдн С-75. Lockheed U-2С нёс аппаратуру для регистрации радио- и радиолокационного излучения, а также выдвижную фотокамеру. В хвостовой части находился комплекс постановки помех радиолокационным прицелам советских истребителей и ракетам «воздух-воздух». Благодаря особой конструкции и специальному покрытию самолёт-шпион обладал определённой радиолокационной невидимостью.

Надо сказать, что ещё до начала полёта у Пауэрса возникли трудности. Ему достался борт, который за частые поломки прозвали «королева ангара». Из-за плохой погоды над северными районами СССР вылет высотного стратегического разведчика переносили несколько раз – с 28 апреля на 1 мая 1960 г. 

Ранним утром 1 мая 1960 года Пауэрс вылетел из пакистанской авиабазы в Пешаваре. Планировалось, что он пролетит над советской территорией и приземлится на авиабазе в Норвегии.

ЦРУ интересовали позиции ПВО, полигон в Семипалатинске, космодром Байконур, атомные центры на Урале. При пересечении границы с Таджикистаном самолет-шпион сразу был запеленгован системами советских ПВО.

Южнее Челябинска у самолёта вышел из строя автопилот, машина потеряла устойчивость по тангажу и провалилась. Пауэрс пролетел почти половину пути и решил не возвращаться на базу. Он перешёл на ручное управление и продолжил полёт, ориентируясь по радиокомпасу.

На тот момент в советскую армию поступили на вооружение зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-75 («Двина»), но на южных границах страны еще не использовались. Ближайшая часть, которая могла уничтожить самолет-шпион, находилась в Челябинске.

Поставленная задача не была выполнена из-за одного человека: боец-дизелист, который отвечал за электропитание комплекса, не успел сменить перегоревший предохранитель, и цель была упущена.

U-2 был сбит около Свердловска близ села Косулино с первого выстрела ЗРК С-75 («Двина») 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады расчетом под командованием майора Михаила Воронова.

Самолет рухнул близ деревни Поварня. Пауэрс выпрыгнул с парашютом и был задержан местными жителями. По неофициальной информации, сначала его приняли за космонавта и пытались ему помочь.

Однако вскоре выяснилось, что он не знает русского языка, а среди его вещей были обнаружены оружие, большие суммы денег, золотые монеты, несколько пар часов и шелковое полотенце, на котором на русском и английском языках было написано, что это гражданин США и за оказание ему помощи обещалось вознаграждение. По оной из версий, сотрудники госбезопасности и военные забрали американского летчика из деревни «в несколько помятом виде».

Маршрут полета летчика Френсиса Пауэрса. Фото: Книга «Свердловск-Екатеринбург»

Однако в результате несовершенства системы опознавания другие подразделения ПВО, получившие задачу на уничтожение нарушителя воздушных рубежей СССР, произвели пуски ракет по своим истребителям-перехватчикам.

Последнее задание

1 мая 1960 года Сергей Сафронов нёс боевое дежурство на аэродроме вместе с заместителем командира эскадрильи капитаном Борисом Айвазяном, который в этой паре МиГ-19 был ведущим.

По сигналу боевой тревоги они взлетели в 7:03 мск и через 32 минуты были на военном аэродроме «Кольцово» — в Свердловске, где самолёты срочно начали заправлять горючим.

Однако взлёт был задержан на 1 час 8 минут — сначала на перехват американского самолёта-разведчика U-2 поднялся более высотный советский перехватчик Т-3 (Су-9), пилотируемый капитаном И.А. Ментюковым, поднятый по личному указанию генерал-полковника (будущего маршала авиации) Е.Я. Савицкого для тарана самолёта-шпиона (самолёт на тот момент был без вооружения), но таран не состоялся из-за ошибок оператора наведения на командном пункте (КП). 

Самолёт-перехватчик Су-9. Рис. Андрея Жирнова.

В 8:43, после команды лётчику Су-9 идти на посадку, в воздух была поднята пара МиГ-19. В 8:53 U-2 был сбит ракетчиками, но более 30 минут после уничтожения самолёта и на КП полка, и на КП армии ПВО считали, что он продолжает полёт

В результате несогласованности действий различных служб самолёт Сафронова, шедший на высоте 11 000 м был принят за U-2 и в 9:23 поражён ракетой зенитного ракетного комплекса С-75.

Сафронов Сергей Иванович (лётчик-истребитель)

Трагедия разыгралась в небе над Дегтярском (30—40 км к юго-западу от Свердловска) во время первомайской демонстрации. Борис Айвазян сманеврировал, совершив резкое пикирование до высоты 2000 м, и с большой перегрузкой вывел самолёт на высоту около 300 м (по другим источникам, около 500 м), уйдя таким образом из зоны действия ракеты.

Айвазян Борис Грайрович  — советский лётчик-истребитель ВВС СССР 

Последующее расследование установило, что ответчик системы распознавания «свой-чужой» на самолёте Сафронова был включён, но сама система не была задействована наземными службами ПВО (по другим сведениям, у лётчиков в спешке не были изменены коды «свой-чужой»).

Причиной гибели лётчика послужила плохая работа боевого расчёта главного командного пункта армии ПВО. Начальники родов и служб не сообщали о принятых решениях на главный командный пункт, который, в свою очередь, не информировал об обстановке командиров частей и соединений.

В 57-й зенитно-ракетной бригаде не знали о нахождении истребителей в воздухе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1960 года № 237/12 старший лейтенант С. И. Сафронов награждён орденом Красного Знамени (в указе о награждении слово «посмертно» было опущено). Сведения об обстоятельствах гибели оставались засекреченными вплоть до наступления перестройки в СССР.

Памятник на месте гибели С. И. Сафронова

Похоронен Сергей Сафронов на Егошихинском кладбище в Перми.

Жена — Анна Васильевна Сафронова (урождённая Панфилова), училась с Сергеем Сафроновым в Гусь-Хрустальном в одной школе. Через 8 лет после смерти мужа приняла предложение Бориса Айвазяна и переехала в Москву, у них родилась дочь.

Сын — Александр Сергеевич Сафронов, окончил училище гражданской авиации.

Памятник летчику Сергею Сафронову, сбитому по ошибке 1 мая 1960 года около Дегтярска, когда он преследовал американский самолет-разведчик U-2, который пилотировал Фрэнсис Пауэрс

Памятник летчику Сергею Сафронову, сбитому по ошибке 1 мая 1960 года около Дегтярска, когда он преследовал американский самолет-разведчик U-2, который пилотировал Фрэнсис Пауэрс.

Пауэрс сотрудничал со следствием. Военная коллегия Верховного суда СССР 19 августа 1960 года приговорила его за шпионаж на десять лет лишения свободы. 10 февраля 1962 года в Берлине он был обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Официально США утверждали, что самолет производил исследование погоды, брал пробы воздуха в верхних слоях атмосферы в районе советско-турецкой границы и из-за неисправности кислородного питания пилота сбился с курса.

Из приговора летчику Пауэрсу:

В ночь на 1 мая 1960 года полковник Шелтон дал Пауэрсу задание пролететь над территорией Советского Союза на высоте 20 000 метров по маршруту: Пешавар, Аральское море, Свердловск, Киров, Архангельск, Мурманск и приземлиться в Норвегии на аэродроме Буде, с которым Пауэрс был ознакомлен еще в 1958 году.

Пролетая над советской землей, Пауэрс, по заданию Шелтона, должен был в определенных пунктах включать специальную аппаратуру для аэрофотосъемки и фиксации работы радиолокационных станций противовоздушной обороны Союза ССР. Особое внимание Пауэрс должен был обратить на два пункта, в одном из которых американская разведка предполагала наличие стартовых площадок для запуска ракет, а в другом — место размещения особо важного оборонного объекта.

Приобщенными к делу вещественными доказательствами и показаниями подсудимого установлено, что Пауэрс выполнил порученные ему преступные задания.

Сбитый самолет Френсиса Пауэрса

В результате проявления сохранившейся аэрофотопленки установлено, что подсудимый Пауэрс с самолета «У-2» сфотографировал промышленные и военные объекты Союза ССР — заводы, склады, нефтехранилища, пути сообщения, железнодорожные мосты и станции, линии электропередачи, аэродромы, места расквартирования войск и военную технику.

Пауэрс показал в судебном заседании, что самолет «У-2» был оборудован взрывными установками, предназначенными для уничтожения самолета в случае вынужденной посадки на советской территории, и что перед полетом 1 мая I960 года полковник Шелтон внушал ему мысль о необходимости покончить жизнь самоубийством если он окажется в руках советских властей и будет подвергнут пыткам. Именно с этой целью полковник Шелтон вручил ему специальную булавку с ядом.

Кроме булавки с ядом у Пауэрса при задержании изъяты: бесшумный пистолет с патронами, финский нож, рыболовные снасти, надувная резиновая лодка, топографические карты Советского Союза, средства для разжигания костров, сигнализационные шашки, электрический фонарь, компасы, пила, пищевые концентраты, медикаменты, советские деньги в сумме 7500 рублей и ценности — золотые монеты, кольца, наручные часы, которые, как показал Пауэрс, предназначались для подкупа советских людей в случае вынужденной посадки самолета «У-2» на территории Союза ССР.

https://www.kommersant.ru/doc/4800294 — link

https://ru.wikipedia.org/ — link

Стрельба, о которой запретили говорить

После суда за шпионаж и полутора лет заключения Ф.Г. Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера). В марте 1962 г. Пауэрс дал показания в сенатском комитете по вооружённым силам. В процессе слушаний он использовал две деревянные модели Lockheed U-2. На одной из них крылья и хвост были съёмные, чтобы продемонстрировать, как самолёт разрушался после подрыва ракеты.

Сенаторы Пауэрса оправдали, хотя большинство американцев негативно отнеслись к его объяснениям. Лётчика посчитали предателем, так как он не включил механизм самоуничтожения U-2 и не покончил с собой с помощью иглы с ядом, которая была спрятана внутри серебряного доллара.

Ф.Г. Пауэрс во время слушаний в Сенате с моделью U-2

Ф.Г. Пауэрс во время слушаний в Сенате с моделью U-2, США, март 1962 г. Фото из интернета.

Начиная с 1998 г. ЦРУ рассекретило ряд документов о полёте U-2. В 2006 г. Россия передала в США копии протоколов допросов Ф.Г. Пауэрса и другие материалы. В Лэнгли выяснили, что Пауэрс сумел скрыть от КГБ систему связи со своей базой, имена руководителей и другую важную информацию, раскрыв лишь несекретные с точки зрения американской разведки детали.

С чем же связан ажиотаж, поднятый за последнее десятилетие в Соединенных Штатах вокруг полёта Пауэрса? Глубоко модернизированный высотный стратегический разведчик U-2S до сих пор находится на вооружении ВВС США (по американским данным насчитывается 32 самолёта).

Однако в 2012 г. Пентагон планировал отказаться от дальнейшего использования этих машин. На замену им компания Northrop Grumman разработала беспилотный стратегический разведчик RQ-4 Global Hawk в модификации Block 30. Списание U-2 грозило корпорации Lockheed Martin многомиллионными убытками.

Беспилотный стратегический разведчик Global Hawk компании Northrop Grumman (США)

Беспилотный стратегический разведчик Global Hawk компании Northrop Grumman (США). Фото из интернета.

Чтобы сохранить свое детище в строю хотя бы ещё лет на 10-20 нужны были веские аргументы. Но какие? В свое время U-2 регулярно летали над Кубой и Китаем. Один такой самолёт был сбит 27 октября 1962 г. в кубинском небе советскими ракетчиками под командованием подполковника И.М. Герченова.

По американским данным над территорией КНР с 1962 г. по 1970 г. китайский аналог ЗРК С-75 сбил не менее восьми U-2. Всего же с 1959 г. по 1972 г. над Поднебесной из 15 U-2 по различным причинам было потеряно 11 машин. Похвастаться нечем.

Публичная демонстрация в Пекине в 1965 г. 4-х американских U-2, сбитых над Китаем. Три из них сбиты зенитчиками Юэ Цзэньхуа (Yue Zenhua). Фото из интернета и Albert Grandolini collection.

Публичная демонстрация в Пекине в 1965 г. 4-х американских U-2, сбитых над Китаем. Три из них сбиты зенитчиками Юэ Цзэньхуа (Yue Zenhua). Фото из интернета и Albert Grandolini collection.

http://ivak.spb.ru/aviation/strelba-o-kotoroj-zapretili-govorit.html — link

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here