Для мошенников Новый год — горячий сезон. В разгар предновогоднего ажиотажа люди становятся менее внимательными, а значит — более уязвимыми для мошеннических действий. В канун праздников хочется думать только о хорошем, но забывать об аккуратности всё же не стоит.
К каким приемчикам чаще всего прибегают интернет-мошенники в новогодний период:
1. «У вас новое сообщение!». Многие покупатели с большей вероятностью готовы открыть письма с фишинговыми сообщениями или уведомлениями о доставке именно сейчас, поскольку с нетерпением ждут доставки своих заказов.
2. Фальшивая реклама. В праздники все хотят купить подарки с максимальной скидкой, поэтому нужно быть очень внимательным к магазинам, предлагающим особенно соблазнительные условия. Потенциально опасные ссылки, фальшивые конкурсы в социальных сетях и фиктивные подарочные карты – это далеко не все способы, которые используют мошенники, чтобы украсть вашу личную информацию с целью наживы.
3. Благотворительные пожертвования. Сезон праздников – это время, люди решаются отдать часть своих денег нуждающимся. Но даже добрые дела бывают наказуемы. Будьте осторожны с предложениями о пожертвованиях, которые приходят на вашу почту или распространяются через социальные сервисы.
4. Внимательное отношение со стороны покупателей. Существуют некоторые виды мошенничества, на которые, к сожалению, просто невозможно не попасться. Например, чтобы незаметно заполучить данные банковских карт, злоумышленники специально заражают вредоносным ПО сетевые торговые площадки. Так что надо регулярно проверять выписки с карты, а также обращать внимание на новостные сводки с информацией о заражении интернет-магазинов.
ФОТО: ОСИПОВА Анастасия
5. Вредоносные приложения. Каждый день выходят новые приложения для устройств на базе Android и iOS. Многие приложения, которые кажутся официальными, могут содержать вредоносный код и получать доступ к вашей личной информации.
6. Праздничные открытки. Электронные открытки создают праздничное настроение, их легко сделать, но при их использовании необходимо соблюдать меры безопасности. В то время как вы отправляете своим близким поздравления по случаю праздников, хакеры отправляют им вирусы. Будьте внимательны к открыткам, приходящим вам с незнакомых адресов.
7. Фальшивые поездки. Во время зимних каникул многие стараются отправиться в поездку. В Интернете есть множество заманчивых предложений о поездках от мошенников.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
8. Телефонные обращения от «фальшивых» банков. Во время праздников траты растут, и покупатели знают, что средства на банковских счетах расходуются быстрее. Поэтому некоторые не удивляются звонкам из банков, в которых «доброжелательный» оператор сообщает, что существует угроза безопасности банковского счета, и для решения этой проблемы необходимо предоставить личные данные, включая пароль. Это вам звонят преступники.
Совет: если вы уверены, что это мошенническое сообщение – просто проигнорируйте. В противном случае — не звоните на указанные номера (звонить нужно только на номер колл-центра, указанный на сайте банка).
9. Мошенничество при снятии денег из банкомата. Часто случается, что в сезон праздников срочно нужны наличные деньги. Преступники могут получить доступ к вашей информации через банкомат, установив на него устройство, которое ворует данные с магнитной полосы карты, или могут перехватить ПИН-код, используя видеокамеру или специальную накладку на клавиатуру банкомата. Обезопасить себя просто: внимательно изучите банкомат на предмет наличия чего-нибудь подозрительного и закрывайте клавиатуру при наборе ПИН-кода.
Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН
10. Фальшивые статьи «Итоги года». Многие новостные службы получают дополнительную прибыль в праздничный сезон, публикуя статьи «Итоги года». Компаниям следует предупредить своих сотрудников о том, что существует риск при переходе по таким ссылкам, которые содержатся в письмах, приходящих на рабочую почту. Это может привести к заражению вирусами рабочих компьютеров.
11. Потеря мобильных устройств. В праздничный сезон повышается вероятность того, что люди могут забыть и случайно оставить свои смартфоны в общественных местах. И это не только создает определенные неудобства для владельцев устройств, но и позволяет злоумышленникам получить доступ к персональной и деловой информации, если телефон не имеет соответствующих средств защиты.
12. Использование непроверенных USB-накопителей. Во время праздников многие компании дарят своим партнерам различные подарки с целью сохранить успешные отношения в следующем году. Очень часто для этого используются USB-накопители с логотипами компаний. Помните: прежде чем посмотреть информацию или фото на них, обязательно проверьте устройство при помощи антивируса.
http://www.pskov.kp.ru/daily/26316/3194965/ — link
13. «Шифровальщики» — всё начинается с сообщения с вложением, которое, исходя из написанного, необходимо открыть. В невинного вида вложении скрывается вирус, который шифрует критичные файлы на устройстве (компьютере или смартфоне) и фактически блокирует использование устройства. Для разблокировки надо перевести некоторую сумму на счет мошенников, и тогда, возможно, на ваш номер придет сообщение с кодом для разблокировки. А возможно, и не придет.
Совет: не открывайте вложения от неожиданных адресатов, особенно на устройствах, содержащих важную для вас информацию.
14. Лотереи «миллион за SMS» — предложение отправить SMS для участия в невероятно привлекательном розыгрыше. Но вы же не станете покупать лотерейный билет подозрительного типа, стоящего у входа в метро и воровато поглядывающего на прохожих? SMS может стоить существенно выше, чем обычно, может быть засчитано как ваше согласие на дорогостоящую подписку. И даже если лотерея действительно проводится – уверены ли вы в непредвзятом выборе победителя?
Совет: проверьте информацию об устроителе лотереи и конкретном розыгрыше.
15. «Уникально предложение, только сейчас» — в отличие от предыдущего варианта мошенничества, вам сообщают что вы уже выиграли: миллион (чего-нибудь), тур в жаркие страны, кофемашину или купон на новую коллекцию маленьких черных платьев. Далее вас могут попросить, например, заполнить анкету на сайте, который хоть и похож на настоящий, но всё же принадлежит мошенникам. Для заполнения анкеты потребуется ввести данные банковской карты, или хотя бы номер мобильного (что будет воспринято как согласие на подписку на дорогостоящую услугу). Отличительной чертой такой схемы является необходимость реагировать прямо сейчас: «предложение действительно в течение 30 минут» или «у вас есть 15 минут чтобы подтвердить участие и получить выигрыш». Идея простая, получатель мошеннического сообщения ставится в условия, когда решение «верю – не верю» необходимо принять прямо сейчас.
Совет: сохраняйте капельку скептицизма при общении с неизвестными абонентами и адресатами.
16. Фальшивые сайты интернет-магазинов и банков (их еще называют «фишинговыми») — создаются внешне идентичными сайтам реальных компаний. Конечно, купленные в таких «магазинах» товары не дойдут до покупателя, и вернуть потраченные деньги получается не всегда. Вводить номера карт и пароли от различных соцсетей просто опасно — можно лишиться всех средств.
Совет: проверяйте адрес магазина в строке браузера, не поленитесь уточнить в поисковике, действительно ли крупный магазин существует под таким URL-адресом.
https://rg.ru/2016/12/16/piat-novogodnih-opasnostej-kotorye-zhdut-vas-v-seti.html — link
17. Пользователи мессенджера WhatsApp столкнулись с новой атакой мошенников, которые собирают персональные данные, обещая бесплатные авиаперелеты рейсами одной из крупнейших авиакомпаний. Информацию об этом распространила антивирусная компания Eset.
В сообщениях, которые распространяют злоумышленники, говорится, что пользователь выиграл два авиабилета. Жертве предлагается заполнить анкету и поделиться ей с десятью другими контактами из телефонной книги.
Как только пользователь выполняет требования мошенников, он получает сообщение о «выигрыше» и перенаправляется на фальшивый ресурс, имитирующий сайт авиаперевозчика. Там ему предлагается оставить свой мобильный номер якобы для связи с организаторами акции. В действительности же пользователя подписывают на дорогостоящую SMS-рассылку.
Жертвами злоумышленников стали пользователи WhatsApp, говорящие на английском, немецком, испанском и португальском языках.
https://rg.ru/2016/11/24/moshenniki-atakovali-doverchivyh-polzovatelej-whatsapp.html — link
Описанные выше простые примеры мошенничества могут комбинироваться самым причудливым образом. Например, сообщение в мессенджер WhatsApp о заблокированном переводе или зарезервированной покупке в магазине (которые человек не совершал). В сообщении предлагается для окончательной блокировки платежа связаться с сотрудниками банка — по указанному в сообщении телефону. В ходе телефонного разговора мошенники выманивают данные банковских карт, чтобы совершать операции по ним без наличия самой карты.