Ситуация: от банка приходит СМС или пуш-уведомление о списании с вашего счёта, но вы уверены, что не совершали никаких платежей и не отправляли переводов. Начинать действовать нужно незамедлительно.
Возможно, вашими средствами пытаются завладеть мошенники.
Рассказываем, как не потерять деньги в подобной ситуации.
Что делать, если пришло сообщение о подозрительном списании
Действовать нужно сразу же — многое зависит именно от скорости вашей реакции.
Вот что советует сделать Центральный банк РФ:
1. Сразу же заблокируйте карту. Это можно сделать через банковское приложение на смартфоне или позвонив в банк. Телефон финансовой организации есть на оборотной стороне карты. Если вы блокируете карту через приложение, стоит всё равно позвонить в банк и сообщить и о хищении, и о блокировке карты. Это важно, потому что все разговоры операторов горячей линии с клиентами записываются.
2. Получите в банке выписку по вашему счёту. Это можно сделать в отделении. Отправляйтесь туда в тот же день, в крайнем случае — на следующий. Это важно, потому что банк обязан вернуть украденные мошенниками деньги, но для этого необходимо написать заявление о незаконном списании не позднее следующего дня после получения вами сообщения о переводе.
3. Напишите заявление о несогласии с банковской операцией. Это можно сделать в том же отделении. Заявление стоит оформить в двух экземплярах. Один из них — с отметкой о том, что банк принял и зарегистрировал документ, — сохраните.
4. Обратитесь в полицию с заявлением о краже. Приложите к заявлению в правоохранительные органы все необходимые документы. Также стоит заранее сделать их копии.
Дальше остаётся ждать расследования и решения банка.
В каких случаях банк может не вернуть деньги
По закону в случае хищения финансовая организация обязана возместить ущерб. Но банк сделает это лишь при выполнении двух условий. О первом мы уже говорили: важно сообщить о хищении не позднее следующего дня. Если промедлить даже лишние сутки, банк имеет право отказать в возврате средств.
Но не менее важен и второй пункт: финансовая организация должна быть уверена, что пострадавший сам не передавал посторонним свои платёжные реквизиты. То есть никому не говорил ПИН-код, не писал его на обороте карты, чтобы не забыть.
И не сообщал злоумышленникам номер карты, имя её владельца, срок действия и CVV/CVC.
Возможна, например, такая схема кражи. Для оплаты какой-нибудь покупки мошенники просят у человека карту и уходят с ней в соседнее помещение — якобы работающий терминал находится только там. И быстро фотографируют её с обеих сторон. Затем через какое-то время обманщики звонят жертве и применяют один из мошеннических сценариев. В результате человек сам сообщает им СМС-код, который получил от банка. Зная все реквизиты карты и цифровую комбинацию, мошенники списывают деньги.
Если финансовая организация докажет, что код подтверждения был отправлен, человек его получил, а смартфон и сейчас находится при нём, то может сделать вывод: жертва сама помогла мошенникам совершить хищение.
И в этом случае банк откажется возвращать деньги.
Если же вы уверены, что никому не передавали ваши платёжные реквизиты и не сообщали никаких кодов, можно надеяться на благополучный исход разбирательства.
Кроме того, бывает, что в списании средств не виноваты мошенники. Возможно, клиент забыл о том, что оформил подписку, которая была бесплатной в первый месяц, а теперь сервис снял деньги за следующий период. Или подключил автоплатёж — например, за коммунальное обслуживание. Либо же банк снял деньги через процедуру овердрафта.
Достаточно проверить историю списаний в мобильном приложении, чтобы увидеть, куда пошли деньги.
Если мошенники ни при чём, средства на счёт тоже не вернутся.
В какие сроки банк должен вернуть средства
Финансовая организация вместе с платёжной системой провела расследование и установила, что средства действительно списаны незаконно, и клиент в этом не виноват. Значит, банк обязан вернуть потерю.
Возможно, в ходе разбирательства выяснится, что деньги были списаны в результате технической ошибки. В этом случае тоже можно рассчитывать на полный возврат средств.
Служебное расследование по закону должно быть завершено в течение 30 дней, если транзакция была на территории России. Для международных операций, например для переводов в страны ближнего зарубежья, время разбирательства не должно превышать 60 дней.
Если после истечения этих сроков нет ни денег, ни обоснованного отказа в возврате, можно подать судебный иск. Если банк отказал, но клиент не согласен с этим решением, тоже стоит обратиться в суд.
https://lifehacker.ru/moshenniki-ukrali-dengi-s-karty/ — link