Новые образцы российских вооружений из разряда «впервые в мире» и «не имеет аналогов»

0
2770

Оборонный комплекс – одна из самых стремительно развивающихся отраслей российской экономики. Ежегодно в нашей стране появляются новые образцы вооружений, многие из этих новинок можно было увидеть на форуме «Армия-2016», прошедшем при поддержке банка ВТБ. Многие, но не все.   

 

Терминатор «Калашникова»

Всем известно, что любимым оружием киногероев в исполнении Арнольда Шварценеггера является 6-ствольный пулемет M134 Minigun. На самом деле удержать его в руках практически невозможно – не столько из-за массы в 30 кг, сколько из-за отдачи. Не говоря уже о том, что это оружие требует электропитания для вращения стволов, так что использовать его в качестве ручного пулемета довольно затруднительно.

А вот всемирно известный концерн «Калашников» на форуме «Армия-2016» представил свою очередную новинку – ручной пулемет РПК-16 калибра 5,45 мм. Его масса составляет всего 4 кг. При этом РПК-16 является трансформером: самый легкий вариант предназначен для использования в условиях городского боя, однако замена короткого ствола на длинный превращает РПК-16 в пулемет, обладающий достаточной дальнобойностью для обычного войскового боя. Аналог такого оружия есть только в США – это ручной пулемет Ares Shrike массой 3,6 кг.

РПК-16 – не единственная новинка от «Калашникова» 2016 года. На том же форуме «Армия-2016» можно было увидеть новую автоматическую снайперскую винтовку Калашникова – СВК, созданную с учетом пожеланий бойцов спецназа. Она обеспечивает кучность боя с отклонением не более 30 мм на 100 м дистанции, притом что кучность в 25 мм для нарезного оружия считается выдающимся результатом, а норма – 50 мм. СВК признана заменить легендарную СВД – снайперскую винтовку Драгунова разработки 1963 года, самую массовую полуавтоматическую снайперскую винтовку в мире. Конек СВК – опять же легкость. К примеру, лучшая зарубежная винтовка в этом классе, немецкая MSG90, весит 7,5 кг, а СВК – 4,2 кг. 

Но самая внушительная новинка «Калашникова», также впервые представленная на форуме «Армия-2016», – боевая автоматизированная система «Соратник». Боевой робот «Калашникова» на гусеничном ходу при собственном весе около 7 т способен передвигаться со скоростью 70 км/ч на расстояние до 400 км. Он может двигаться автономно или по командам оператора. Вооружение сменное – от 7,62 мм пулемета до противотанковых ракет «Корнет-ЭМ». А еще Терминатор «Калашникова» оборудован двумя беспилотниками, которые служат как для разведки, так и для ретрансляции сигнала управления и связи. 

Зубастый «Тигр» 

Автомобиль повышенной проходимости «Тигр» был создан в 2001 году Горьковским автозаводом на деньги и по заказу короля Иордании Абдулы II, а в итоге стал основным армейским внедорожником Вооруженных сил России. С тех пор появилось немало его модификаций. Наиболее вооруженная из них оснащалась автоматической станковой пушкой-гранатометом, огонь из которой мог вести высунувшийся из верхнего люка стрелок.

И вот на форуме «Армия-2016» был показан еще более «зубастый» вариант – ГАЗ-233014 «Тигр-М» с автоматизированным беспилотным боевым модулем, оснащенным 30-миллиметровой пушкой. Стрелку не надо высовываться и подставлять свой лоб ветрам и пулям. Башня с пушкой необитаемая и управляется дистанционно. Более того, управляться дистанционно может и сам «Тигр». Спрятавшийся в укрытии стрелок может без лишнего риска вести с противником дистанционный бой. Причем управлять этой «боевой колесницей» можно не только с пульта, но и поворотом головы. Пушка 2А72 на «Тигре» довольно кусачая и может поражать пехоту на расстоянии до 4 км, легкую бронетехнику – до 2 км, а воздушные цели – до 1,5 км. Орудие калибром выше 20 мм на двухосный бронеавтомобиль общей массой менее 9 тонн установлено впервые в мире.

Пушка над макушкой

Эта новинка 2016 года, которую также можно было увидеть впервые на форуме «Армия-2016», – урок, извлеченный из локальных конфликтов последнего времени, подобных тому, что полыхает сейчас в Сирии. В таких войнах большую роль играет противодействие мелким мобильным группам противника. Небольшие отряды, в кустарных условиях устанавливающие пушки и крупнокалиберные пулеметы на обычные джипы и пикапы, оказываются силой, которой не могут противостоять ни танковые колонны, ни механизированные дивизии, ни разведывательные спутники. На своих «тачанках» они легко рассредоточиваются, а потом возникают в неожиданном месте и наносят удар.

Именно против такого противника, в принципе, и разработан «Тигр» с пушкой, о котором речь шла выше. Но, чтобы у коварного врага не было никаких шансов в войне мобильных групп, нужны средства помощнее, как, например, артиллерийская установка калибра 120-мм «Флокс» на шасси «Урала» повышенной проходимости.

Артиллерия на колесном грузовике – это боевая машина нового типа для российских вооруженных сил. Любопытно и само 120-миллиметровое орудие 2А80. Во-первых, оно всеядно, то есть может использовать несколько десятков типов снарядов калибра 120 мм, в том числе и зарубежного производства. Во-вторых, оно универсально по своему применению: может стрелять прямой наводкой, как противотанковое орудие, по навесной траектории, как гаубица, и даже использоваться как миномет для поражения противника в окопах.  

Самонаводящееся «ядро»

Еще одна любопытная новинка 2016 года, которая «засветилась» во время боевых операций российских военно-космических сил в Сирии, – самоприцеливающиеся боевые элементы СПБЭ-Д для корректируемой авиационной бомбы РБК-500. После сброса РБК-500 от нее отделяются шесть СПБЭ-Д, снабженные инфракрасными датчиками и управляемыми аэродинамическими элементами для изменения направления полета. Датчики сканируют местность и выделяют на ней «горячие точки» бронетехники.

Боевой элемент, представляющий собой, по сути, медную болванку массой 1 кг, разгоняясь до 2000 м/с, поражает танк или бронеавтомобиль в верхнюю часть, где броня обычно самая тонкая. Применяют этот боеприпас с бомбардировщика Су-24. Причем сброс такой планирующей бомбы может производиться на удалении до 50 км от цели.  

Под сенью «Бука»

Много шума в 2016 году наделало появление в Сирии новейшего российского комплекса ПВО С-300В4. В сущности, эта модификация знаменитого российского комплекса ПВО дальнего действия появилась на вооружении еще в 2014 году. Шум, который поднялся вокруг нее, был связан с тем обстоятельством, что С-300В4, как и уже развернутые там комплексы С-400, способен поражать цели на удалении до 400 км, а это значит, что под удар попадают западные летающие радары типа AWAKS, у которых именно такой радиус действия. Самолеты дальнего радиолокационного наведения AWAKS – ключевой элемент любой воздушной операции стран НАТО, без них организация боевой работы в небе так же невозможна, как невозможны полеты пассажирских самолетов без диспетчерских служб.

Однако С-300В4 и С-400 также нуждаются в прикрытии, поскольку против них можно использовать, к примеру, массированный удар крылатыми ракетами. С-300В4 их тоже способен сбивать, но использовать его мощь на такие цели нерационально. Для отражения подобного типа угроз предназначена еще одна новинка 2016 года, которую можно было увидеть на форуме «Армия-2016», – ЗРК среднего радиуса действия «Бук-M3».

У этого ЗРК есть две внешние особенности, которые принципиально отличают его от предшествующих модификаций знаменитого семейства, первый вариант которого был создан еще в 1979 году. Во-первых, на «Буке-М3» ракеты помещены в транспортно-пусковые контейнеры, а не просто покоятся на направляющих, а во-вторых, этих ракет шесть, а не четыре, как на прежних комплексах. 

Но на самом деле боевая мощь «Бука» вырастет не в 1,5 раза, а больше. Благодаря новому радару система целеуказания может наводить ракеты не на 24, а на 36 целей одновременно. Повысилась и скорость новой ракеты, применяемой в «Буке-М3».  Теперь она может сбивать цели, летящие со скоростью до 3000 м/с на высоте до 40 км и удалении до 70 км. При этом комплекс во время испытаний продемонстрировал возможность «подбирать» крылатые ракеты на высоте 5 м у самой земли.

«Бук-М3» имеет рекордный показатель вероятности поражения цели – 0,9999, а это важно именно для ЗРК среднего радиуса, поскольку второй попытки противник может ему и не предоставить. Такая надежность – ключевой элемент боевой устойчивости системы ПВО, в общем случае состоящей из комплексов дальнего радиуса действия типа С-300 и С-400, создающих «зонтик» запретной зоны радиусом в 400 км и способных сбивать даже боеголовки стратегических ракет, ЗРК среднего радиуса, обеспечивающих тыл «главного калибра», и комплексов ближнего боя, которые подчищают легкие разведывательные беспилотники, и то немногое, чему удалось проникнуть непосредственно к обороняемому объекту. 

Интересно, что «Бук-М3» может обстреливать не только воздушные, но и наземные и водные цели. Если характеризовать этот комплекс коротко, то это первый ЗРК среднего радиуса действия, который сравнялся по возможностям с дальнобойными комплексами предыдущего поколения, такими как С-300 «Фаворит». В своем классе «Бук-М3» аналогов не имеет.

Невидимка-2016

К сожалению, самую любопытную и интригующую новинку российских вооружений 2016 года невозможно было увидеть на форуме «Армия-2016». Более того, пока в открытом доступе нет даже ее достоверных изображений, настолько секретен этот летательный аппарат. Речь идет о первом российском тяжелом (массой около 10 т) беспилотном летательном аппарате (БЛА) «Прорыв», или, как еще иногда называют этот проект, Як-133БР, созданном на базе учебно-тренировочного Як-130. Его аэродинамическая схема настолько необычна, что в ходе дискуссии разработчиков «Прорыва» из ОКБ Яковлева и специалистов ЦАГИ последние высказывали мнение, что аппарат такой формы вообще летать не может. Тем не менее в августе 2016 года он полетел и начались его испытания. 

Необычная форма служит для обеспечения максимальной радионевидимости российского тяжелого БЛА. Ключевой технологией при этом стало так называемое комплексирование – обеспечение согласованной работы всех элементов и систем беспилотника.

С помощью этой технологии можно заставить летать даже табуретку, если соответствующим образом управлять ее положением в воздухе.

«Прорыв» будет способен разгоняться до 1100 км/ч, хотя крейсерская его скорость дозвуковая – около 750 км/ч. Высота полета – до 20 км, время нахождения в воздухе – до 20 часов.

Предусматривается создание нескольких версий: разведчика «Прорыв-Р», модификации «Прорыв-РЛД» для радиолокационного дозора и ударного «Прорыва-У» с бомбами и управляемыми ракетами класса «воздух – земля». В настоящее время тяжелые ударные беспилотники – это передовой край авиационной военной мысли, который прямо выводит на создание боевых самолетов 6-го поколения. Да и в наши дни без подобного оружия уже невозможно представить себе современную армию. США очень эффективно применяют свой ударный БЛА MQ-9 Reaper для проведения спецопераций по всему миру. В скором времени подобное оружие появится и у России. 

https://cont.ws/post/474563 — link 

Як-133БР семейства «Прорыв» разрабатывается, как уже было сказано, на основе Як-130, поэтому БПЛА имеет много общего с боевым самолетом.

Все три модификации представляют собой современные и мощные беспилотные летальные аппараты, которые получили названия: «Прорыв-У» (ударный), «Прорыв-Р» (разведчик), «Прорыв-РЛД» (радиолокационный дозор).

Согласно проекту новые БПЛА будут иметь следующие технические характеристики: практический потолок БПЛА «Прорыв-У» составит 16000 м, «Прорыв-Р» — 20000 м, «Прорыв-РЛД» — 14000 м.

Стартовая масса «Прорыва-У» составит 10000 кг, «Прорыва-Р» — 9800 кг, «Прорыва-РЛД» — 10000 кг.

Масса целевого оборудования «Прорыва-У» будет достигать от 1000 до 3000 кг, «Прорыва-Р» — от 1000 до 1200 кг, «Прорыва-РЛД» — 1000 кг.

По скорости беспилотники не уступают хорошим боевым самолетам, а даже превосходят их: «Прорыв-У» будет ускорятся до 1100 км/ч, «Прорыв-Р» — 750 км/ч, «Прорыв-РЛД» — 750 км/ч.

Продолжительность полета у всех троих летательных аппаратов разная, например, «Прорыв-У», сможет летать на протяжении 20 часов, «Прорыв-РЛД» — 16, а «Прорыв-Р» — только в течение 6 часов. Все три судна предназначены для преодоления больших расстояний.

Руководитель направления AeroNet Национальной технологической инициативы Сергей Жуков: «Беспилотные технологии в России сейчас развиваются весьма активно как в государственной промышленности, так и в частном сегменте. Если говорить о планерах, то мы сейчас примерно на уровне мировых стандартов в части БПЛА малых размеров и имеем некритичное — меньше трех лет — отставание в части сверхлегких композитных конструкций для беспилотников больших размеров. Если говорить о системах навигации и управления, то наши разработки не уступают зарубежным аналогам, но минус в том, что выполнены пока на иностранной элементной базе. По силовым установкам мы несколько отстаем, но могу констатировать, что сейчас у нас ведутся разработки в области локализации производства поршневых и турбореактивных двигателей, так что эту нишу отечественная промышленность закрывает усиленными темпами. По обработке данных мониторинга мы создаем собственные проблемно-ориентированные продукты и уже выводим их на мировой рынок. А по интеграции в общее воздушное пространство мы, возможно, даже опережаем мировой уровень на 1–2 года». 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here