На подписи Терезы Мэй под статьей 50 еще не высохли чернила, а Европа уже шокирована комментариями бывшего лидера консерваторов Майкла Говарда.
Он предположил, что Тереза Мэй готова развязать войну, лишь бы отстоять Гибралтар, как сделала однажды Маргарет Тэтчер в отношении Фолклендских островов.
Гибралтар — скала на Пиренейском полуострове и прилегающий к ней перешеек, соединяющий скалу с полуостровом.
Это стратегически важное место, позволяющее контролировать Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море и Атлантический океан. The Guardian немедленно окрестил комментарии Говарда «разжигающими ненависть».
Как добавил The Telegraph, Говард сказал, что британское правительство будет отстаивать Гибралтар во время переговоров по вопросу Brexit на фоне притязаний Испании на Гибралтар.
Он выступил с этими комментариями, после того как Испания подтвердила, что не будет препятствовать попыткам независимой Шотландии вступить в ЕС.
Альфонсо Дастис, министр иностранных дел Мадрида заявил, что Испания не станет накладывать вето на попытки Шотландии вступить в ЕС после Brexit.
В документе Евросовета в пятницу отмечается, что Испании будет предоставлено право вето в вопросе будущих взаимоотношений между Гибралтаром и ЕС.
Застав британских чиновников врасплох, проект директив, составленный лидерами ЕС, утверждает, что сделка Brexit не будет применяться к Гибралтару без «соглашения между Королевством Испании и Великобритании».
Один чиновник сообщил, что это «абсолютно неприемлемо», и дает Испании слишком много власти над Гибралтаром.
В воскресенье премьер-министр Великобритании сообщила главному министру Гибралтара Фабиану Пикардо, что Англия никогда не позволит Испании занять полуостров против ее воли.
Сэр Майкл Фэллон, министр обороны, также пообещал «защитить» Гибралтар.
Но Гибралтар — британская заморская территория — остается основным источником дипломатической напряженности.
Главный министр Гибралтара Фабиан Пикардо предупредил, что территория не должна использоваться Испанией в качестве козыря в переговорах по вопросу Brexit.
Он заявил, что совместный суверенитет с Испанией будет «абсолютно ужасен» и сравним с «жизнью на чужой территории».
При этом Гибралтар «работает в тесном сотрудничестве с британским правительством» и будет поддерживать премьер-министра Великобритании в ходе предстоящих переговоров.
В воскресенье Мэй заявила Пикардо, что Великобритания «тратит максимум усилий в работе с Гибралтаром для достижения наилучшего результата по Brexit».
Процитированный The Telegraph представитель Мэй отметил, что премьер-министр Великобритании «подтвердила нашу давнюю позицию, что Великобритания по-прежнему твердо поддерживает Гибралтар, ее народ и ее экономику».
Прошлой ночью Борис Джонсон, министр иностранных дел Великобритании заявил, что поддержка Великобритании Гибралтара будет оставаться «непримиримой и твердой».
Отвечая на вопрос о спорах вокруг возможного ослабления сотрудничества в сфере безопасности, министр обороны Фаллон заявил, что переговоры должны затронуть проблему торговых сделок и борьбы с терроризмом. Министр обороны отметил, что ряд вопросов был включен в европейские договора, а ряд вопросов, в том числе те, которые касаются НАТО, нет.
В том же время, реакция Гибралтара на последние территориальные споры оказалась довольно быстрой.
Гибралтар остается непреклонен в одном: нет ничего, что могло бы подорвать их суверенитет в качестве гордого народа: «Одно ясно совершенно точно: народ Гибралтара радуется поддержке Великобритании, но добавляет, что может справиться с этим самостоятельно».
Сами гибралтарцы также не стесняются в выражениях, называя себя «упрямым народом, готовым на все, чтобы защитить свои земли и не дать их Испании».
Как добавляет Express, «население Гибралтара, кажется, мало беспокоит перспектива испанского вторжения, сильное вооружение ЕС и политические интриги. Они уверены в том, что видели все это раньше и выйдут из этого победителями – как и всегда».
Впервые Гибралтар перешел во владении Испании еще в 1462 г. в ходе Реконкисты. До этого момента он находился во владении мавров, которые, в свою очередь, захватили его у вестготов в 711 году.
В 1713 г. Гибралтар отошел к Великобритании по Утрехтскому мирному договору, но испанцы пытались вновь получить контроль еще несколько раз: в 1727 г. во время англо-испанской войны и в 1779—1783 г.
В 1830 г. Гибралтар был официально объявлен колонией Великобритании, но после открытия Суэцкого канала его значение значительно возросло. При этом в 1940 году в начале Второй мировой войны каудильо Франсиско Франко, соблюдая вооружённый нейтралитет, отверг предложение Гитлера захватить британский Гибралтар.
Тем не менее, Испания закрыла консульство и ограничивал свободу передвижения между Гибралтаром и Испанией после визита королевы Великобритании Елизаветы II.
В 1964 г. Гибралтар получил собственную конституцию, но борьба за него не прекращалась. Сторонники присоединения к Испании, который оказалось немного, смогли организовать референдум, на котором в 1967 г. подавляющее большинство гибралтарцев (12 138 против 44) проголосовали против перехода под испанский суверенитет.
После этого Испания ввела экономическую блокаду, закрыла границу с Гибралтаром и прекратила все виды связи. Ситуация улучшилась только в после смерти Франко.
На референдуме 2016 года о выходе Великобритании из Евросоюза 96% гибралтарцев проголосовало за то, чтобы остаться в ЕС.
Но все равно остается чувство страха перед грядущими событиями.
Испания, почуяв возможность получить контроль над Гибралтаром, совсем забыла о прошлом, в отличие от самих гибралтарцев, и это может оказаться фатальной ошибкой.
С момента запуска статьи 50 не прошло и недели, а националистическая напряженность – слабое место континента — по всей Европе вновь нарастает, и на этот раз это вовсе не прямое следствие проблем беженцев в Европе.
Хорошая новость: сейчас с этой проблемой пытаются справиться дипломатичными путями. Плохая новость: как показывает график Goldman, процесс Brexit только начинается, и потенциал политических и экономических трудностей оценить можно будет только в самом конце этого пути.
http://ktovkurse.com/a-vy-kurse/velikobritaniya-gotova-nachat-vojnu-za-kontrol-nad-gibraltarom — link
Говард сравнил теперешнюю ситуацию с войной против Аргентины за Фолклендские острова в 1982 г: «Тридцать пять лет назад другая женщина-премьер-министр отправила войска через полмира для защиты свободы другой группы британцев от другой испаноязычной странны, и я безусловно уверен, что действующий премьер-министр покажет такую же решительность для защиты населения Гибралтара», — проинформировал Говард.
«Я безусловно уверен, что наша премьер выберет такое же решение в защиту Гибралтара», — объявил прежний лидер консерваторов.