Как «распилили» интеллектуальный ресурс Третьего Рейха

0
3401

Интеллектуальный ресурс проигравшей стороны был лакомым куском для победителей. Ведь там, в Третьем Рейхе, к науке относились по-особому. И некоторые ученые работали по тем направлениям, которые в других государствах были запрещены. Например, в области химического и бактериального оружия, где опыты ставились на живых людях. Таких ученых-практиков жаждали видеть у себя и американцы, и англичане, и, конечно, СССР.

Чистая биография 

Еще в 1943 году французская спецслужба «Марко Поло» начала сбор информации о ведущих умах Германии. Вот только отчитывалась контора перед американскими и английскими властями. Началась масштабная «охота за головами».

Это направление возвели в ранг одногВернер фон Брауно из самых приоритетных.

Спустя год к французам присоединился «Комитет промышленно-технической разведки».

Под знаменами операции «Overcast» представители спецслужб тайно вывозили захваченных немецких ученых на звездно-полосатый берег.

Вскоре об этом узнали американские журналисты. В газетах появились статьи, где военных обвиняли в том, что они привозят в США военных преступников. Общественность возмутилась.

Поэтому операцию быстренько переименовали в «Paperclip», а нацистских ученых по документам стали проводить как «жертв нацизма».

Соответственно, специальные люди полностью меняли биографии приезжих немцев.

Всего лишь за несколько лет в США прибыло около тысячи ученых.

Вернер фон Браун

Всех их устроили в собственные лаборатории и правительственные учреждения.

Например, в АНБ и ЦРУ. Самыми известными переселенцами были Вернер фон Браун, Артур Рудольф и Губертус Штругхольд.VFL.RU - ваш фотохостинг

Но все же именно Вернер фон Браун считался главной добычей американских спецслужб.

Создатель ракеты «Фау», он поспособствовал мощному развитию лунной американской программы, консультировал Уолта Диснея в создании фильмов.

Благодаря их сотрудничеству вышло три картины: «Человек в космосе», «Человек и Луна», «Марс и другие».

Добыча СССР

Представители Советского Союза подключились к «охоте за головами» лишь в 1945 году. Руководил операцией Иван Серов, являющийся первым заместителем Берии.

За короткий срок в СССР было переправлено более двух тысяч немецких ученых. Среди них были химики, оптики, радиотехники, ракетчики, атомщики, электроники, а также представители других технических профессий.

Процесс вывоза немцев произошел в конце октября 1946 года. Ученых посадили в грузовики и довезли до железнодорожного вокзала.

А там их пересадили на поезд до СовеVFL.RU - ваш фотохостингтского Союза. Там их распределили. Одни осели на предприятиях Министерства вооружения.

Другие нашли пристанище в комплексах Министерства средств связи.

Третьи попали в распоряжение руководства Министерства сельхозмашиностроения.

Особенно интересно то, что под «сельхозмашиностроением» подразумевались работы по разработке твердотопливных ракетных снарядов. Например, ученые трудились над крылатой ракетой типа Хеншель Hs 293.

Вот такое сельхозмашиностроение было в СССР.

Остальные немцы отправились на развитие судостроительных предприятий.

Тогда же советские спецслужбы нашли и сумели тайно вывести несколько сотен тонн металлическогоурана.

Что было очень кстати, ведь работа над созданием бомбы шла полным ходом. Сам Курчатов признавал, что этот немецких «сюрприз» ускорил процесс минимум на год.Николаус Риль

Но американцам тогда повезло еще больше. Они сумели вывезти в несколько раз больше металлического урана.

А заодно прихватили с собой немецких ученых, которые с ним работали.

Не удалось отвертеться и руководителю атомного проекта, нобелевскому лауреату Вернеру фон Гейзенбергу.

Зато советские спецслужбы «утащили» Макса Штейнбека.

Впоследствии он станет значимым академиком СССР, а также займет пост вице-президента АН ГДР. Штейнбека обнаружили случайно.

Его невольно выдал начальник лагеря, попросив соорудить солнечные часы. Специалиста быстро заприметила разведка.

Всего же за пару-тройку лет из Германии в СССР было переправлено порядка семи тысяч ученых-атомщиков и еще около трех тысяч — ракетчиков.

Николаус Риль

 Если в США ученым раздавали не только свои лаборатории, но и высокие посты в серьезных структурах, то в СССР немцев ждали… санатории. Например, абхазские «Синоп» и «Агудзеры».

Специально для нужд немцев туда завезли оборудование, необходимое для работы.

Вслед за этим, чтобы сохранить сверхсекретность, санатории были переименованы.

Так, «Синоп» в одночасье стал «Объектом «А», которым руководил барон Манфред фон Арденне. «Агудзеры» переименовали в «Объект «Г», а руководителем был назначен Густав Герц.

Вообще, в абхазских «Объектах» работаливыдающиеся умы своего времени.

Например, Николаус Риль (Сталин ему присвоил звание Героя Социалистического Труда), Макс Фольмер, создавший установку по производству тяжелой воды, Макс Штейнбек — человек, сконструировавший центрифугу для разделения урана.

Одной из самых неоднозначных фигур в «Объектах» являлся Петер Тиссен — бывший советник Гитлера и член НСДАП.

http://diletant.media/articles/33006793/ — link

Список Озенберга

В начале 1943 года германское правительство начало отзыв из войск многих учёных, инженеров и техников; они возвращались к исследовательской работе и ведению разработок по усилению германской обороноспособности в условиях затяжной войны с СССР. Отзыв с линии фронта включал в себя 4000 ракетчиков, возвращённых в Пенемюнде, на северо-восточном побережье Германии:

В одну ночь доктора наук были освобождены от трудовой повинности, магистры отозваны с работ по уборке, математики вытащены из пекарен и точные механики перестали быть водителями грузовиков.
Дитер K. Хуцель, «От Пенемюнде до мыса Канаверал».

Группа из 104 ракетостроителей в Форт Блисс, Техас; 35 из них работало в White Sands Proving Grounds, Нью-Мексико

В ходе привлечения интеллектуалов для научной работы нацистское правительство запрашивало в первую очередь о местонахождении и идентификации учёных, инженеров и техников, а затем оценивало их политическую и идеологическую пригодность. Вернер Озенберг, инженер-учёный, возглавлявший «Ассоциацию оборонительных исследований» (нем. Wehrforschungsgemeinschaft), записал имена политически благонадёжных в список Озенберга, что стало основанием для восстановления их на научной работе.

В марте 1945 года в университете Бонна лаборант-поляк нашёл затолканные в унитаз страницы списка Озенберга; список попал в руки MI6, которая передала его американской разведке. Американский майор Роберт Б. Стейвер, шеф секции реактивного оружия отдела исследований и разведки Артиллерийского корпуса Армии США, использовал список Озенберга для составления своего списка германских учёных, которые должны были быть задержаны и допрошены; Вернер фон Браун, главный ракетчик нацистов, возглавлял список майора Стейвера.

Идентификация

Операция «Беспросветность» (англ. Operation Overcast). Начальным намерением майора Стейвера был только допрос учёных, однако то, что он узнал, изменило цели операции. 22 мая 1945 года он отправил телеграмму в Пентагон полковнику Джоэлу Холмсу с настоянием эвакуировать германских учёных и их семьи, как крайне «важных для успеха в Тихоокеанской войне». Большинство инженеров из списка Озенберга работали на балтийском побережье в исследовательском центре германской армии Пенемюнде, разрабатывая ракеты Фау-2; после захвата союзники сначала поселили их вместе с семьями в Ландсхуте, в южной Баварии.

Начиная с 19 июля 1945 года, американский Объединённый комитет начальников штабов (JCS) управлял захваченными ракетчиками в рамках программы под названием операция «Оверкаст» (операция «Беспросветность»). Однако, когда название «лагерь Оверкаст» о квартирах учёных стало известно в округе, в марте 1946 года программа была переименована в операция «Скрепка» (англ. Operation Paperclip). Вопреки попыткам засекречивания, спустя год пресса взяла интервью у некоторых из учёных.

В ходе операции «Алсос» разведка союзников описывала физика-ядерщика Вернера Гейзенберга, главу немецкой ядерной программы накануне Второй мировой войны, как « … более ценного для нас, чем десять дивизий немцев». Вдобавок к ракетчикам и ядерщикам, союзники искали химиков, физиков и разработчиков морского вооружения.

Тем временем технический директор ракетного центра германской армии, Вернер фон Браун, содержался в секретной тюрьме P.O. Box 1142 в Форт-Ханте, Вирджиния в Соединённых Штатах. Так как о существовании тюрьмы не было известно Международному Красному Кресту, её функционирование было нарушением со стороны США Женевских Конвенций. Хотя допрашивающие фон Брауна давили на него, его не пытали.

Захват и заключение

Ранее в США был создан Соединённый подкомитет по целям разведки (англ. Combined Intelligence Objectives Subcommittee, CIOS). Эта организация обеспечивала информацией о целях T-Force, в число которых входили технологии научных, военных и промышленных объектов (в том числе их персонал). Приоритетными были передовые технологии, такие как инфракрасные, которые могли быть использованы в войне с Японией; нахождение технологий, годных в войне с Японией; и наконец остановка исследований.

Проект по остановке исследований носил кодовое название «проект Тихая гавань» (англ. «Project Safehaven») и не был изначально направлен против Советского Союза; скорее считалось, что германские учёные могут эмигрировать и продолжить свои исследования в таких странах, как Испания, Аргентина и Египет, которые симпатизировали нацистской Германии.

Германские учёные, репатриированные из Сухуми в феврале 1958 года (см. Использование принудительного труда немецкого гражданского населения в СССР)

Большая часть усилий американцев была сосредоточена на Саксонии и Тюрингии, которые должны были с 1 июля 1945 года войти в советскую зону оккупации. Многие из германских исследовательских центров вместе с персоналом были эвакуированы в эти земли, в частности из района Берлина. Опасаясь, что передача под советский контроль может ограничить для американцев возможность использования германского научного и технического опыта и не желая, чтобы Советский Союз получил выгоду от этого опыта, США предприняли «операцию по эвакуации» научного персонала из Саксонии и Тюрингии посредством таких приказов:

По приказу военного правительства вы обязаны вместе с семьёй и багажом, настолько большим, сколько вы в состоянии нести, явиться завтра в 13:00 (пятница, 22 июня 1945) на городскую площадь в Биттерфельд. Вам не нужно нести зимнюю одежду. Нужно взять лёгкие вещи, такие как документы, драгоценности и тому подобное. Вас отвезут на автомобиле на ближайшую железнодорожную станцию. Оттуда вы отправитесь в путешествие на Запад. Пожалуйста, сообщите доставившему это письмо, насколько велика ваша семья.

В 1947 году эта операция эвакуации охватила около 1800 техников и учёных, а также 3700 членов их семей. Эти люди, имеющие специальные знания или умения, были заключены в центры допросов, такие как носивший кодовое название «Мусорный ящик» (англ. DUSTBIN), где их держали в заключении и допрашивали, в некоторых случаях месяцами.

Некоторые учёные были набраны для операции «Оверкаст», а большинство были переправлены в деревни, где они не имели ни исследовательского оборудования ни работы; их снабдили стипендией и обязали дважды в неделю являться с докладом в полицейский участок, чтобы они не могли уехать. Директива Объединённого Командования об исследованиях и обучении устанавливала, что техники и учёные будут освобождены «только после того, как все заинтересованные службы удовлетворены полученной от них разведывательной информацией».

5 ноября 1947 года Управление военного правительства Соединённых Штатов (OMGUS), имевшее юрисдикцию над западной частью оккупированной Германии, провело конференцию о статусе эвакуированных, денежных требованиях, что эвакуированные зарегистрированы против законов США и о «возможных нарушениях США законов ведения войны или правил оккупации».

Директор разведки OMGUS Р. Л. Уэлш инициировал программу по переселению эвакуированных в страны Третьего мира, названную немцами «программой джунглей» (нем. «Urwald-Programm») генерала Уэлша, однако эта программа никогда не принималась всерьёз. В 1948 году эвакуированные получили подъёмные для переселения на сумму 69.5 миллионов рейхсмарок из США, которые вскоре существенно подешевели вследствие валютной реформы, в ходе которой в обращение была введена немецкая марка как официальная валюта западной Германии.

Джон Гимбел заключает, что США заморозили лучшие умы Германии на три года, чем затруднили для Германии послевоенное восстановление.

Учёные

В мае 1945 года американский военный флот получил в своё распоряжение доктора Герберта Вагнера, изобретателя ракеты Henschel Hs 293; два года он сначала работал в Центре Специальных Устройств (англ. Special Devices Center), в замке Гаулд и в Хемпстед Хаус, Лонг Айленд, Нью-Йорк; в 1947 году его перевели на базу военно-морской авиации Пойнт Мугу.

В августе 1945 года полковник Холгер Тофтой, глава ракетного отделения отдела исследования и разработки Артиллерийского корпуса Армии США, предложил сначала одногодичные контракты ракетостроителям; 127 из них приняло предложение. В сентябре 1945 года первая группа из семи учёных ракетчиков прибыла в Форт Стронг (Бостонская бухта): Вернер фон Браун, Эрих В.Нойберт, Теодор А.Поппель, Аугуст Шульце, Эберхард Реес, Вильгельм Юнгерт и Вальтер Швидецки.

В конце 1945 года три группы ракетчиков прибыли в США для работы в Форт Блисс, Техас и в Уайт Сэндс Проувинг Граундз, Нью-Мексико, как «специальные сотрудники военного департамента».

В 1946 году Бюро шахт Соединённых Штатов трудоустроило семерых германских учёных в области разработки синтетического топлива на химическом заводе Fischer-Tropsch в городе Луизиана в штате Миссури.

В начале 1950 года право на легальное проживание в США для некоторых специалистов из проекта «Скрепка» было получено через американское консульство в Сьюдад-Хуарес, Чиуауа в Мексике; таким образом нацистские учёные законно въезжали в США из Латинской Америки.

86 авиаинженеров были переправлены в Райт Филд, где США держали самолёты и оборудование люфтваффе, захваченные в ходе операции «Lusty» (Luftwaffe Secret Technology — Секретная технология люфтваффе).

Корпус связи Армии США получил 24 специалиста — среди них физики Георг Гоубау, Гюнтер Гуттвейн, Георг Хасс, Хорст Кедесди и Курт Леговец; физические химики Рудольф Брилль, Эрнст Баарс и Эберхард Бот; геофизик доктор Хельмут Вейкманн; оптик Герхард Швезингер; инженеры Эдуард Гребер, Рихард Гюнтер и Ганс Циглер.

В 1959 году в США прибыли 94 человека из операции «Скрепка», среди них Фридвардт Винтерберг и Фридрих Виганд. Всего в ходе операции «Скрепка» до 1990 года в США было импортировано 1600 человек, как часть интеллектуальных репараций Германии США и Великобритании, около 10 миллиардов долларов США в патентах и промышленных технологиях.

В последнее десятилетие была исследована деятельность во время войны некоторых учёных, прошедших через операцию «Скрепка». Так, например, библиотека авиационной медицины на военно-воздушной базе Брукс в Сан-Антонио, Техас, была названа в 1977 году в честь Губертуса Штругхольда. Однако она была переименована, так как документы Нюрнбергского процесса связывают Штругхольда с медицинскими экспериментами, в ходе которых пытали и убивали заключённых из Дахау.

Артур Рудольф был депортирован в 1984 году, хотя ему и не было выдвинуто обвинение, и Западная Германия предоставила ему своё гражданство. Схожим образом Георг Рикней, прибывший в Соединённые Штаты в ходе операции Скрепка в 1946 году, был возвращён в Германию в 1947 году, чтобы предстать перед трибуналом по военным преступлениям в Дора-Миттельбау, был оправдан и вернулся в США в 1948 году, впоследствии стал гражданином США.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%C2%AB%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BA%D0%B0%C2%BB — link

Ключевые фигуры

  • Ракетостроение: Руди Бейхель, Магнус фон Браун, Вернер фон Браун, Вальтер Дорнбергер, Вернер Дам, Конрад Данненберг, Курт Х. Дебус, Эрнст Р. Г. Экерт, Краффт Арнольд Эрике, Отто Хиршлер, Германн Х. Курцвег, Фриц Мюллер, Герхард Рейзиг, Георг Рикней, Артур Рудольф, Эрнст Штулингер, Вернер Розински, Эберхард Реес, Людвиг Рот, Бернхард Тессманн, Оскар Холдерер
  • Авиастроение: Александер Мартин Липпиш (нем.), Ханс фон Охайн, Ганс Мультхопп, Курт Танк
  • Медицина: Вальтер Шрайбер, Курт Блюме, Губертус Штругхольд, Ганс Антманн (Человеческий фактор)
  • Электроника: Ганс Циглер, Курт Леховец, Ганс Хольманн, Йоханнес Пленд, Хайнц Шлике
  • Разведка: Рейнхард Гелен

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here