Казалось бы, очевидные вещи, которые почему-то известны не всем. Дешёвая подделка вместо дорогостоящего оригинала или потерявшаяся в пути посылка… Это далеко не самые страшные опасности, которые подстерегают любителей интернет‑шопинга.
Худшее, что может случиться, — это кража денег с вашей карты. Рассказываем, как минимизировать риски.
1. Выбирайте проверенных продавцов
Очевидный, но действенный совет: выбирайте товары в популярных магазинах, которые существуют не один год и пользуются спросом. Вероятно, цены там будут выше, чем на сомнительных страницах, зато и плюсов немало. Это и официальная гарантия на пользование товаром, и возврат средств, если по разным причинам вы недовольны покупкой. Даже если возникнут проблемы с купленными джинсами или чайником и дело дойдёт до суда, крупный продавец не сможет кануть в небытие с вашими деньгами.
2. Изучайте отзывы
Часто нечестные интернет‑продавцы, которые и не планируют ничего вам отправлять, пытаются создать видимость серьёзной и качественной работы. Для этого они добавляют на сайт поддельные восторженные отзывы. И обычно написанием таких комментариев занимаются нанятые за смешные деньги на биржах фриланса горе‑копирайтеры. Вы легко узнаете их по неповторимому стилю:
- В текстах от «разных» клиентов попадаются одинаковые обороты, повторяются орфографические и речевые ошибки. Также же используются абстрактные описания вроде «отличное качество», «достойная цена«, «очень понравилось». Часто автору отзывов просто не хватает времени как следует изучить товар, поэтому он отделывается общими фразами.
- Комментарии публикуются «оптом». За пару дней появляется десяток положительных отзывов, часто с одним и тем же интервалом, затем после перерыва (у копирайтера выходной) ситуация повторяется.
Даже самый маленький интернет‑магазин старается обзавестись страницами в соцсетях. Ищите отзывы и там, а заодно смотрите, как владельцы аккаунтов реагируют на претензии: игнорируют их, спорят с покупателем или пытаются решить проблему.
3. Покупайте через официальные приложения
Ими обладает множество крупных интернет‑магазинов, и у них часто намного меньше уязвимостей, чем у сайтов. И приложения одинаково выгодны и продавцу, и покупателю. Интернет‑магазин в любой момент может напомнить о себе, прислав push‑уведомление с промокодом или другими новостями на смартфон клиента. А покупатель иногда получает бонус уже за то, что установил программу.
Скачивая приложение, убедитесь, что оно действительно официальное. Проверьте информацию о разработчике (обычно она указана прямо под иконкой с названием). В App Store или Google Play также можно найти и список всех приложений от разработчика, и его контактные данные.
4. Проверяйте адресную строку сайта
Если вы всё же используете не приложение, а сайт, всегда тщательно изучайте его адрес:
- даже минимальные орфографические ошибки (лишняя буква или дефис) могут привести покупателя на поддельный ресурс, интерфейс которого похож на оригинал;
- многоэтажная конструкция сайта, например shop.tilda, означает, что владельцы сэкономили на его создании — возможно, потому что собираются воспользоваться им в мошеннических целях.
Безопаснее вводить адрес сайта вручную, а не переходить на него через поисковый запрос.
Если в интернет‑магазине можно не только заказать, но и купить товар, убедитесь, что на сайте используется протокол 3D Secure, обеспечивающий безопасность платежа. На его наличие указывают логотипы платёжных систем с надписями Verified by Visa, MasterCard Secure Code и Mir Accept. Адрес страницы с оплатой должен начинаться с https. Рядом с ним будет изображение зелёного замочка, нажмите на него и в появившемся меню выберите «Просмотр сертификатов». Проверьте, выдан ли сертификат именно этому сайту и не истёк ли срок его действия.
5. Пользуйтесь отдельной картой для оплаты покупок
В сфере онлайн‑шопинга уровень мошенничества неуклонно растёт, поэтому по возможности оплачивайте покупки в интернете не зарплатной картой.
Выпустите дополнительную дебетовую карту для такого шопинга. Не забудьте подключить мобильный банкинг, чтобы получать оповещения о проведённых транзакциях. Уточните в своём банке, как установить лимит средств на покупки. Узнайте, можно ли ограничить суммы переводов и снятия наличных. Это нужно для того, чтобы мошенники не могли единовременно перевести все деньги на свои счета, даже если получили доступ к данным вашей карты.
И ни в коем случае не отправляйте деньги на электронный кошелёк или личную карту продавца. Тем более — до момента получения товара.
6. Заведите специальный почтовый ящик
И используйте его исключительно для интернет‑шопинга. На вашей основной электронной почте может храниться много важной и конфиденциальной информации. Многие хранят в «Черновиках» пароли от всех сервисов и сканы документов (не делайте так никогда). Кроме того, наверняка именно её вы используете для доступа к своим аккаунтам в соцсетях. Можете сами представить масштабы бедствия, если мошенники получат доступ к этому ящику (например, когда вы укажете его, оформляя покупку в ненадёжном интернет‑магазине).
7. Подключайте VPN, если вы не дома и не на работе
Жажда шопинга может застать вас в кафе, вагоне метро или любом другом месте, где работает общественный Wi‑Fi. Не всегда администраторы этих сетей могут гарантировать полную безопасность передаваемых вами данных. Особенно если для входа не требуется пароль. Не спешите делать заказ, даже если доверяете магазину на все 100%. По возможности сначала подключитесь к виртуальным частным сетям, или VPN.
Что делать, если всё же вы стали жертвой мошенников
Как только вы обнаружили, что деньги с карты стали утекать, действуйте. Срочно обратитесь в банк или хотя бы сделайте это на следующий день, но не позже. Заблокируйте карту и опротестуйте перевод как мошенническую транзакцию. Но не оспаривайте никакие операции по карте, если вы сами их совершили. Например, оплатили товар, а потом поняли, что магазин поддельный. Или в телефонном разговоре или переписке с «продавцом» сами назвали все реквизиты. Иначе, скорее всего, вам придётся оплатить штраф за ошибочно опротестованную транзакцию. Ищите информацию об этом в вашем договоре с банком или на его сайте.
Заявите и в полицию. Вопросы мошенничества в интернете решает Управление «К» МВД России, и вы можете отправить обращение через интернет‑приёмную. Можно составить и обычное заявление на бумаге: для этого нужно будет лично явиться в ближайшее отделение полиции.